Почти половина угольных компаний в России оказались убыточными зимой 2024 года, следует из данных Росстата. В январе — феврале о таком положении дел отчитались 45,9% предприятий, что почти вдвое превышает показатель аналогичного периода 2022 года, большая часть которого пришлась на мирное время.
По сравнению с первыми зимними месяцами 2023-го, доля убыточных угольных компаний выросла на 7,3 процентных пункта. Общая сумма убытков также увеличилась более чем вдвое год к году, до 24,3 млрд рублей. Прибыль предприятий составила 44,6 млрд рублей, что на 62,2% ниже показателя прошлого года.
Для сравнения: в январе — феврале 2022 года были прибыльными 75,4% угольных компаний России. Сейчас таких 54,1%. Причинами резкого падения стало снижение экспортных цен на уголь, пишут «Ведомости». Так, по данным биржи ICE, стоимость энергоугля в австралийском Ньюкасле на базисе FOB («с погрузкой на судно») в конце февраля составляла $130 за тонну против $190 годом ранее и $240 в 2022-м.
Негативное влияние на доходы российских угольщиков оказывают также санкции Евросоюза, который запретил импорт этой продукции в страны объединения в августе 2022 года из-за войны в Украине. Отечественным производителям пришлось переориентировать экспорт в Азию, однако там они вынуждены продавать уголь со скидками. При этом тарифы на перевозку и перевалку грузов продолжают расти.
В начале апреля экспортные цены на российский энергетический уголь, на который приходится 85% от объемов поставок за рубеж, упали до минимумов с 2021 года. Причиной стал низкий спроса на основных рынках сбыта.
По данным замминистра энергетики Сергея Мочальникова, в 2023 году совокупная прибыль российских угольных компаний снизилась до 357 млрд рублей (-54% год к году), а маржинальность бизнеса находится почти на нуле.
Источники «Ведомостей» в угольных компаниях говорят, что причиной падения доходов стал рост логистических затрат. Прибыль остается «на перевалке в портах», отмечает топ-менеджер одного из холдингов. По его оценкам, себестоимость этой услуги составляет $2–3 за тонну, а стивидоры берут по $15 и более. «По факту идет перераспределение прибыли от производителей угля к компаниям, обеспечивающим логистику», — констатирует он.
Суточная аренда полувагона стоит порядка 2,8 тыс. рублей против 2 тыс. рублей в апреле прошлого года. Ставки погрузки в портах, по данным НРА, в среднем превышают $20 за тонну. В пресс-службе Минэнерго сообщили, что с начала 2022 года рост стоимости логистической составляющей достиг 77%.
Собеседник в другой крупной угольной компании озвучил ту же проблему, отметив, что за последний год железнодорожный тариф на транспортировку угля вырос почти вдвое. «Операторы вагонов и РЖД единодушны, что возможности по сокращению расходов угольщикам нужно искать в другом месте. Для угольщиков сейчас стоит вопрос выживания, а операторы борются за сверхприбыли», — заявил он.
С 1 декабря 2023 года тарифы на железнодорожные грузоперевозки были проиндексированы на 10,75%. При этом действие скидок на перевозку угля было приостановлено до конца года.
Еще один источник в угольной компании сообщил, что прибыльность отрасли снижается из-за высокой зависимости от импортной техники. Предприятиям необходимо обновить парк оборудования в сжатые сроки при суммарной закредитованности в 1 трлн рублей и высокой ключевой ставке.
Помимо этого угольщики столкнулись с ростом издержек из-за девальвации рубля и роста конкуренции за рабочие руки, отметил эксперт по энергетике Кирилл Родионов. По данным ЦДУ ТЭК, средняя зарплата в отрасли выросла на 42% в период 2021–2023 гг., достигнув 102,5 тыс. рублей в месяц. При этом издержки на добычу угля — без учета расходов на доставку до конечного потребителя — за тот же период увеличились на 58%, почти до 2,8 тыс. рублей на тонну.