Приморский краевой суд назначил 17 лет лишения свободы бизнесмену Олегу Кану, признав его виновным в организации заказного убийства (часть 2 статьи 105 УК с применением части 3 статьи 33 УК), сообщило управление Генпрокуратуры по Дальневосточному федеральному округу. Приговор был вынесен заочно, поскольку фигурант скрылся и находится в международном розыске.
Суд установил, что в 2010 году Кан нанял киллера для устранения предпринимателя Валерия Пхиденко, которого считал причастным к покушению на себя. Чтобы заманить жертву, обвиняемый привлек жителя Сахалинской области — тот пригласил Пхиденко во Владивосток под видом деловых переговоров. Следуя инструкциям, предприниматель прибыл к ресторану «Три богатыря», где его и застрелили.
Гособвинение просило назначить Кану 19 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. При этом защита ответчика утверждала, что бизнесмен скончался, однако в Генпрокуратуре посчитали его смерть инсценировкой.
В 2000-х Кан купил несколько крупных рыбодобывающих предприятий, объектами промысла которых были крабы, креветки и другие морепродукты. В 2014–2015 годах на фоне резкого роста курса доллара экспорт этой продукции за границу стал приносить сверхприбыль. Прозвище «крабовый король» Кан получил после серии расследований на федеральных каналах в 2019 году. Тогда же на него завели уголовное дело о контрабанде, которое впоследствии объединили с делом об убийстве Пхиденко.
В январе этого года Генпрокуратура попросила Арбитражный суд Приморского края взыскать более 376 млрд рублей с сахалинских и приморских рыбопромышленников. Конкретно Кану, членам его семьи и подконтрольному им благотворительному фонду «Родные острова» вменялся иск на 358,7 млрд.
По утверждению надзорного ведомства, эта группа лиц добывала краба и другие биоресурсы по квотам, а затем продавала улов в другие страны, выводя прибыль на счета в иностранных банках, в том числе в Южную Корею, где Кан имеет вид на жительство. 21 марта иск был удовлетворен в полном объеме, в пользу государства отошли оператор такси и восемь рыбопромышленных дальневосточных компаний, в том числе «Монерон». Ее владелец — депутат Сахалинской облдумы Дмитрий Пашов в 2022 году был приговорен к 4,5 годам колонии строгого режима за контрабанду.
Рассмотрение второго иска Генпрокуратуры на 17,4 млрд рублей продолжится 2 мая. Среди ответчиков — приморские рыболовные компании «Реал девелопмент», «Мерлион», «Рыбный остров», «Краб марин», их бывшие и нынешние совладельцы, Росрыболовство, а также агентство по управлению недвижимостью «Апелла».