Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Росатом» хочет получить французские урановые рудники в Нигере

EPA / ТАСС

Теряя клиентов на Западе, «Росатом» стремится укрепить позиции в развивающихся странах. Нигер, где власть в июле 2023 г. захватила военная хунта, был важным источником обеспечения ураном европейской атомной энергетики. Россия разворачивает свое военное присутствие в Африке, и вслед за этим «Росатом» может попытаться вытеснить из Нигера французскую госкомпанию Orano.

Представители «Росатома» общались с властями Нигера по вопросу приобретения активов, принадлежащих Orano, рассказал Bloomberg знающий об этом человек в Москве. Это был предварительный обмен мнениями, дискуссия еще не перешла в стадию переговоров, добавил он. По словам работающего в африканском регионе западного дипломата, речь могла идти о получении разрешения на разработку урановых месторождений.

В Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ) знают о возможной передаче урановых активов в Нигере, сказал агентству близкий к организации дипломат, не уточнив, какие компании могут в этом участвовать.

В 2022 г. на Нигер приходилось 4% мировой добычи урана, он занимал 7-е место в мире. Но по объему поставок урана в ЕС уступал лишь Казахстану, обеспечивая около четверти закупок странами Евросоюза, по данным Euratom Supply Agency.

Orano работает в Нигере с 1970-х гг., имеет контрольные пакеты акций размером от 59% до 66,65% в трех компаниях. Они разрабатывают урановый рудник Somair; шахта Cominak была закрыта в 2021 г. в связи с истощением; проект Imouraren сама французская компания называет «рудником будущего», но работы на нем были приостановлены в 2015 г. до улучшения рыночных условий. Цены на уран тогда упали после аварии на японской АЭС «Фукусима» и решения ряда стран свернуть атомную энергетику. Однако в последнее время интерес к ней снова стал возрастать, и цена урана с 2021 г. выросла втрое.

В 2019 г. Orano, по ее данным, добыла в Нигере 2982 тонн урана. Нигер обеспечивал около 15% потребностей Франции в этом топливе.

После переворота в прошлом июле хунта потребовала вывода французского контингента из страны. Вместо него уже начали приезжать российские военные. В апреле прибыли около 100 инструкторов для обучения местных военнослужащих, они также привезли с собой систему ПВО. А месяцем ранее делегация Нигера впервые участвовала в выставке «Атомэкспо», которую «Росатом» проводил в Сочи. После этого бывший командующий президентской гвардией, а ныне лидер хунты Абдурахман Тчиани договорился по телефону с Владимиром Путиным «активизировать политический диалог и развитие взаимовыгодного сотрудничества в самых различных областях».

Представитель Orano сообщил Bloomberg, что компании ничего не известно о дискуссии между правительством Нигера и российскими предприятиями и что она ведет диалог с новыми властями. В сентябре Orano сообщала, что остановила работы на одном из объектов, так как ее логистические операции пострадали после введения международных санкций против военной хунты.

ЕС стремится избавиться от России как от поставщика энергоресурсов. Однако в атомной энергетике сделать это гораздо сложнее, чем в нефтегазовой отрасли. В 2023 г. России удалось экспортировать низкообогащенного урана на рекордную сумму $2,66 млрд (против $2,03 млрд в 2022 г. и $1,29 млрд в 2021 г.), по данным UN Comtrade. Страны Европы и США даже увеличили у нее закупки, чтобы избежать перебоев со снабжением в ближайшие годы, готовясь к разрыву связей; значительную роль в увеличении стоимости экспорта сыграл и рост цен на уран.

«Россия укрепляет свои экономические, дипломатические и военные связи в Африке, в том числе после переворота в Нигере, и рассматривает эту часть света как стратегическую инвестиционную возможность. „Росатом“ диверсифицирует свои урановые инвестиции в Африке», — говорит Марк Хиббс, приглашенный научный сотрудник ядерной программы Фонда Карнеги за международный мир.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку