Это желанная перспектива. Соглашение не только уменьшит количество погибших и пострадавших от войны, прекратить бессмысленные расходы, с войной связанные, но и в конце концов сделает Украину сильнее, позволит ей лучше защищать себя и свою демократию.
И что особенно важно, это уменьшит вероятность опасной эскалации конфликта.
Многие на Западе утверждают, будто уступки, на которые придется пойти Украине ради мирного соглашения, равнозначны сдаче российскому агрессору и лишь стимулируют его намерения продолжать территориальную экспансию. Но это не сдача! Окончание войны позволит Украине перевооружиться и глубже интегрироваться в Европу и Запад, что фактически усилит возможности сдерживать РФ. Россия уже не смогла достичь своих первоначальных военных целей, и ей самой придется пойти на значительные уступки при заключении любого соглашения.
Мирная конференция в Швейцарии в эти выходные, созванная Украиной для мобилизации дипломатической поддержки своей защиты, может предоставить столь необходимую возможность проверить, может ли соглашение стать и разумным, и достижимым. Россия выразила готовность к переговорам, но ее на эту конференцию не пригласили: Украина подозревает, что РФ попыталась бы использовать свое участие, чтобы торпедировать конференцию. Но принимающая сторона, Швейцария, предполагает, что Россия будет присутствовать на будущих конференциях.
Мы никогда не узнаем, будут ли успешными мирные переговоры, если они не начнутся. По сравнению с бесконечной войной, которая поглощает жизни и ресурсы с угрожающей скоростью, даже несовершенное урегулирование было бы лучше. Итак, чего Украина может разумно надеяться достичь и на какие уступки ей придется пойти?
Украина обещала не уступать ни пяди территории. Это подтверждается международным правом, оно запрещает захват территории силой, и Украина не должна отказываться от законных претензий на свои земли. Но чтобы обеспечить прочное прекращение огня, ей, возможно, придется признать, что у России есть контроль, но не суверенитет! — над частями четырех украинских регионов, Севастополем и Крымом, и прекратить попытки вернуть оккупированные территории силой.
Это будет трудная и болезненная уступка, в обмен на эту уступку РФ должна подписаться од отказом от дальнейших атак. Если Россия станет миролюбивой, Украина, видимо, будет просто дожидаться возможности вернуть себе свои территории, как это было у Германии в 1989 году, когда падение Берлинской стены открыло путь к воссоединению.
По мирному соглашению Украине, возможно, также придется приостановить процесс вступления в НАТО и обещать не вступать в нее в течение, скажем, пяти или десят лет – особенно учитывая, что членство Украины в НАТО может привести к войне НАТО с Россией, а у нее есть ядерное оружие.
У мирного соглашения есть и невоенные плюсы. Украина уже положила конец доминирующей роли своих олигархов в экономике, а теперь сможет продолжит борьбу с коррупцией. Демократическая жизнь с выборами возобновится, поскольку военное положение будет отменено. Успешное послевоенное восстановление Украины покажет россиянам, что есть прекрасная альтернатива путинской диктатуре. Это может стать величайшей победой Украины и Запада.
Чтобы сделать мирное соглашение более приемлемым для России, ей можно было бы предложить смягчение санкций. Россия смогла бы снова торговать своей нефтью и газом по рыночным ценам, но западные страны могли бы создать механизмы для немедленного возобновления санкций, если РФ соглашение нарушит. Россия снова получила бы доступ к своим арестованным золотовалютным резервам на Западе.
Конечно, можно ожидать нарушений любого будущего соглашения, но уровень насилия все равно будет намного ниже, чем сейчас, когда идут активные военные действия. И если Владимир Путин снова перейдет к полномасштабной войне, Украина сможет лучше ответить на агрессию. Важно отметить, что Путин выучил урок: вторжение на Украину — не легкая прогулка, а захват страны невозможен. Союзникам Украины следует поддерживать стабильные поставки оружия и увеличивать дипломатическую и экономическую поддержку, чтобы укрепить позиции страны на будущих переговорах.
Украина и Россия останутся соседями, поэтому им совершенно необходимо договориться о механизмах мирного разрешения споров. И если нынешние убийства будут продолжаться долгие годы, а потом все равно дело кончится мирным соглашением, граждане будут спрашивать у властей, зачем нужно было погубить так много людей.
Лучший способ почтить память погибших на войне — обеспечить устойчивый мир, чтобы новым поколениям не пришлось приносить такие же ужасные жертвы.
Украина подписывает двусторонние договоры с отдельными членами НАТО о поддержке безопасности — то, что она уже начала делать, например, с Францией, Германией и Великобританией. Будущие гарантии безопасности должны включать строгие положения о поставках оружия и разведывательных данных в Украину, а также помогать предотвращать кибератаки. Но союзникам Украины, вероятно, не будет позволено размещать военные базы на ее территории.
Любое мирное соглашение требует решительных мер для предотвращения новой вспышки конфликта. Они могут включать в себя создание демилитаризованной зоны и взаимные уведомления об учениях и военных маневрах. Раннее предупреждение, непрерывный мониторинг и прозрачность намного проще в эпоху спутникового наблюдения, особенно того типа, который сейчас обеспечивают Соединенные Штаты. Международные инспекции и буферные силы ООН, состоящие из войск стран, не входящих в НАТО, также затруднят начало будущих вторжений.
Конечно, перемирие или мирное соглашение дадут России время для перегруппировки и перевооружения вооруженных сил. Но и Украина сможет сделать то же самое.
Можно будет провести обмен военнопленных по принципу всех на всех, а не так, как сейчас, небольшими группами, это было до сих пор. Все это, разумеется, не значит, что остановятся расследования и судебные процессы, связанные с военными преступлениями.
Самое главное, что мир, даже если он будет прерываться нарушениями, наконец, даст народу Украины возможность возобновить нормальную жизнь и начать восстанавливать свою страну. Миллионы беженцев смогут могут вернуться домой. Соединенные Штаты могли бы спонсировать усилия по восстановлению Украины, очень похожие на план Маршалла для Европы после Второй мировой войны. Европа могла бы возглавить усилия по восстановлению и интеграции.
Наконец, мир облегчит Украине вступление в Европейский Союз.