Российские власти готовятся ужесточить условия продажи ввезенных на территорию страны автомобилей и обязать платить за них повышенный утилизационный сбор. Это следует из новых поправок к закону о государственной регистрации транспортных средств, с которыми ознакомились «Известия».
На данный момент при ввозе автомобиля для личного пользования утильсбор оплачивается по льготному тарифу: 3,4 тыс. руб. для машин до трех лет и 5,2 тыс. руб. для авто старше трех лет.
Согласно поправкам, если ввезенный для личного пользования автомобиль будет продан в течение года, то новому владельцу придется заплатить повышенный утильсбор, который составит от 300 тыс. до 1,3 млн руб. Без оплаты «коммерческого» сбора Госавтоинспекция получит право отказывать в регистрации транспортного средства.
Новые поправки к законопроекту, который рассматривается в Госдуме, поддержала правительственная комиссия по законопроектной деятельности, отметил источник «Известий» в кабмине. Поправки были согласованы с Минтрансом, Минюстом, Минфином, Минэкономразвития и ФНС.
Согласно закону «Об отходах производства и потребления», претензии по уплате утильсбора могут предъявляться как импортеру (в случае с перепродажей — продавцу), так и конечному владельцу машины, говорит адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.
«Сомневаюсь, что продавец добровольно согласится произвести доплату утильсбора за проданный им автомобиль. С большей долей вероятности такая обязанность ляжет именно на покупателя», — отметил Радько.
Положительной стороной поправок юрист назвал то, что о необходимости доплатить пошлину за машину покупатель узнает сразу — прямо при постановке машины на учет, а не через несколько месяцев или даже лет, как это происходит сейчас. До этого россиянам приходили требования о доплате 300–840 тыс. руб. утильсбора за машины, ввезенные по параллельному импорту. По данным «Известий», проблема могла коснуться 5–7 тыс. человек.
При этом принятие поправок может осложнить жизнь автовладельцам, чьи машины уже зарегистрированы, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
«Если их примут, то таможня может перепроверить машины, которые ввезли в Россию. На основании недоплаты утильсбора многим водителям приостановят регистрацию», — говорит Шапарин. Это может коснуться еще нескольких тысяч транспортных средств, ввезенных физическими лицами для личного пользования, полагает управляющий директор Frank Auto Ирина Франк.
Поправки сделают ввоз автомобилей из-за рубежа менее выгодным как для конечного пользователя, так и для людей, занимающихся бизнесом, говорит адвокат Дарья Коренева. «Для официальных дилеров это скорее приятная новость, потому что предложения по новым автомобилям становятся более привлекательными», — заключила она.