Китай строит сотни шахт в западных регионах страны для размещения межконтинентальных баллистических ракетных (МБР), быстро наращивая возможности для нанесения ответного ядерного удара. Уран для производства ядерных боеголовок, которыми будут снабжены эти ракеты, поставляет Россия, предупредил Випин Наранг, исполняющий обязанности помощника министра обороны США по космической политике.
«По нашим оценкам, КНР, скорее всего, завершила строительство шахт и начала размещать в них ракеты», — сказал Наранг на мероприятии, организованном Центром стратегических и международных исследований (его цитирует Newsweek). Он добавил:
Расширение китайских шахт в буквальном смысле слова подпитывается Россией, поскольку Москва поставляет Китаю реакторное топливо из высокообогащенного урана (ВОУ), которое используется для производства оружейного плутония.
При председателе КНР Си Цзиньпине Пекин стал быстро расширять и модернизировать свой ядерный арсенал. Хотя сейчас его размер существенно меньше, чем у США и России, в Пентагоне и Стокгольмском институте исследования проблем мира считают, что к 2030 г. Китай может удвоить число боеголовок с нынешних 500.
Осенью и зимой 2022 г. Россия отправила в Китай ВОУ для реактора на быстрых нейтронах, расположенного на острове Чанбяо. «ТВЭЛ», топливная компания «Росатома», в конце декабря завершила отгрузку топлива, сообщив, что с запуском первого энергоблока CFR-600 АЭС «Сяпу» «станет единственной за пределами России атомной электростанцией с „быстрым“ реактором большой мощности».
После запуска реактор начнет производить плутоний оружейного качества, сообщал в марте 2023 г. Bloomberg со ссылкой на данные американской разведки. Благодаря российским поставкам и работе этого реактора к 2035 г. число боеголовок у Китая может вырасти уже до 1500 и дестабилизировать военный баланс в азиатском регионе, полагали в Пентагоне.
Когда США более 10 лет назад разрабатывали собственную программу модернизации ядерного арсенала, они не предполагали такого развития событий, признал Наран. «Эти изменения, вероятно, станут определяющей чертой нового ядерного века», — добавил он.