В России готовятся ввести обязательную маркировку переработанной пищевой продукции — готовых фасованных блюд, салатов, кондитерских и колбасных изделий. Соответствующее предложение было одобрено общественным советом при Роспотребнадзоре, пишут «Известия».
«В последние годы в России фиксируется серьезная проблема, связанная с качеством продуктов, которые подвергаются различного рода переработке. Именно в процессе переработки производители зачастую в целях снижения издержек прибегают к фальсификации, использованию запрещенных компонентов и некачественного сырья», — отметил зампред общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов.
По его словам, цифровая маркировка ранее уже зарекомендовала себя как инструмент контроля и профилактики. Она позволит не только повысить качество и безопасность продукции, но и оперативно принимать меры по ее изъятию и блокировке продаж, подчеркнул Павлов.
При этом он уточнил, что маркировка затронет все блюда, которые продаются в магазинах и сервисах доставки, но не коснется ресторанов и кафе, поскольку там потребители платят за услугу, а не за товар.
В Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор госсистемы маркировки «Честный знак») заявили, что готовы поддержать маркировку переработанной продукции, но окончательное решение остается за правительством. «Со своей стороны мы готовы принимать участие в любых инициативах, направленных на снижение нелегального оборота и защиту потребителей», — отметил заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов.
ЦРПТ работает на основе государственно-частного партнерства. По последним официальным данным, компания на 50% принадлежит холдингу USM миллиардера Алишера Усманова. Также долями по 25% в ней владеют «Ростех» и «Элвис-Плюс Групп» Александра Галицкого. Ранее пресс-служба ЦРПТ утверждала, что USM Усманова «уже длительное время является миноритарным участником ЦРПТ с долей менее 25%», но отказывалась раскрыть актуальную структуру акционеров компании.
При маркировке продукции каждая единица получает уникальный двумерный код Data Matrix, позволяющий отслеживать весь жизненный цикл товара — от производства до утилизации. Однако один код обходится производителям в 0,5 руб. без НДС, которые идут ЦРПТ.
Ранее правительство ввело обязательную маркировку для меховых изделий, лекарств, обуви, фотоаппаратов, автопокрышек, отдельных товаров легкой промышленности, табака, молочной продукции и питьевой воды. Маркировка привела к росту цен на товары, поскольку производители должны были закупать дорогостоящее оборудование, чтобы размещать коды ЦРПТ на упаковках.
Маркировка — это косвенное налогообложение бизнеса с неясными бенефициарами, отмечал интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. По его словам, выстроенная схема государственно-частного партнерства может быть потенциально коррупционной.