Жительницы Дербента стали самостоятельно прерывать беременность и делать аборты в подпольных учреждениях после закрытия платного кабинета в Центральной городской больнице (ЦГБ), пишут «Аргументы и факты» со ссылкой на местных врачей. По их словам, частные клиники Дагестана такие услуги сейчас тоже не предоставляют, а отделение акушерства и гинекологии ЦГБ принимает на процедуру только по показаниям.
Врачи бывшего мини-абортария во главе с заведующей Миланой Уваровой сообщили, что судятся с руководством больницы за право прерывать беременность анонимно и без медпоказаний уже 1,5 года. В основном к ним обращались дагестанки без мужей или из малообеспеченных семей.
«Эти женщины не хотят делать аборты открыто и теперь идут куда угодно и прерывают беременность незаконно, таблетками, с кровотечениями и осложнениями», — отметила Уварова.
Она рассказала, что кабинет на улице Буйнакского работал с 2015 года, но его закрыли в феврале 2023-го после того, как его сотрудницы, включая Салихат Макашерипову и Татьяну Фаталиеву, подняли вопрос об оплате труда. Медики работали по хозрасчету и получали только проценты от операций. По словам Уваровой, на это обратил внимание поверяющий из Минздрава, отметивший, что им должны платить оклады, а сверху — бонусы за платные услуги.
После того как врачи потребовали урегулировать финансовый вопрос, их перевели в отделение гинекологии на улице Шеболдаева, однако там не было ни оборудования, ни условий для проведения абортов. Сотрудницы обратились в суд, и тот вернул их на прежнее место работы, при этом разбирательство по поводу закрытия кабинета и выплат продолжается.
В свою очередь, главврач ЦГБ Ислам Мурадов заявил, что Уварова и ее подчиненные якобы делали «подпольные аборты», нарушая законодательство. «Они занимаются криминальными абортами с нарушением сроков [выше 5 недель], они с 2015 года прогибали каждого главного врача, который приходил. Вакуум-аспирация делается только в стационаре, а они хотят делать ее в центре города, в поликлинике на несертифицированном оборудовании. Они никого не пускают, оплата идет мимо кассы, никакой медицинской документации и отчетности не ведут», — сказал Мурадов «Осторожно Media».
Отвечая на вопрос о зарплатах сотрудниц бывшего мини-абортария, Мурадов сообщил, что поднял сумму до уровня МРОТ (19 242 рубля по состоянию на 2024 год), однако их это не устроило. «Мы вкладывали почти миллион в их абортарий, у нас убытки, хозрасчетный кабинет должен же доход приносить… Нигде нет ни в республике, ни в России хозрасчетных кабинетов по абортам. <…> Это дикость», — заявил он.
Мурадов добавил, что больница окончательно избавится от этого мини-абортария, и это «будет правильно», как с точки зрения «демографической политики», так и с точки зрения «моральных отношений». Вместо этого в ЦГБ планируют создать «кабинет охраны зрения» детей.
Уварова отрицает, что сотрудники мини-абортария выполняли нелегальные операции: она отметила, что их проверяли надзорные органы и нарушений не выявили.
По данным республиканского минздрава, за шесть месяцев 2024 года жительницы Дагестана сделали на 268 абортов меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда их было примерно 2800. А за 20 лет число прерываний беременности по желанию женщины сократилось почти в семь раз. В 2022 году в регионе было зарегистрировано 12 абортов на 100 рождений.