Власти Бельгии сочли недостаточными гарантии Еврокомиссии для того, чтобы направить замороженные российские активы на «репарационный кредит» Украине, сообщили Politico четыре европейских дипломата по итогам переговоров 15 декабря. Согласно документу, с которым ознакомилось издание, Бельгии предложили доступ к финансированию в необходимом объеме в случае судебных исков или других ответных мер со стороны России. Кроме того, стране пообещали поддержку ЕС независимо от финансовых обязательств отдельных членов объединения. Также средства не будут переданы Украине, пока Брюсселю официально не предоставят соответствующие гарантии.
Однако представители Бельгии отклонили эти предложения из-за того, что обязательства ЕС не защищают страну от «непропорциональных рисков». Бельгийские чиновники подчеркнули, что без удовлетворения их требований российские средства на счетах депозитария Euroclear разблокированы не будут. При этом дипломаты отметили, что любые попытки игнорировать позицию Брюсселя «бессмысленны». Однако один из чиновников ЕС подчеркнул, что альтернативы изъятию российских активов для помощи Украины нет. «Мы добьемся этого. Это всего лишь вопрос времени», — сказал собеседник Politico.
После начала полномасштабной войны в Украине страны «Большой семерки» (G7) заморозили активы Банка России примерно на 300 млрд евро. Большая часть этой суммы — около 190 млрд евро — находится на счетах бельгийского депозитария Euroclear. В начале декабря Еврокомиссия предложила выделить 210 млрд евро на помощь Украине в 2026 и 2027 годах. Из них 165 млрд должны быть предоставлены в качестве «репарационного кредита» за счет российских активов. Для этого 12 декабря страны ЕС договорились бессрочно заморозить эти средства.
При этом против плана по экспроприации активов выступили Европейский центральный банк, МВФ, Euroclear, Бельгия, Венгрия, Словакия, Италия, Болгария, Мальта и Чехия. Они призвали ЕС рассмотреть альтернативные варианты кредита для Киева, в том числе выпуск общих долговых обязательств. На этом фоне Банк России подал иск к Euroclear в Арбитражный суд Москвы, потребовав взыскать с депозитария 18,1 трлн руб. ущерба за заморозку активов.