*
Данный материал был произведен в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине
МОСКВА, 29 авг (Рейтер) - Российский Центробанк в базовом прогнозе исходит из возврата в 2025 году к формированию расходов федерального бюджета в соответствии с принципами бюджетного правила и сохранением нулевого структурного первичного дефицита в дальнейшем, говорится в проекте основных направлениях денежно-кредитной политики на 2025-2027 годы Центробанка.
Минфин пока не публиковал проект нового федерального бюджета на предстоящие годы, должен внести его в Госдуму к октябрю.
Ожидается, что расходы бюджета вырастут, в частности, из-за предвыборных обещаний президента РФ Владимира Путина, озвученных им в февральском послании народу и элитам, общая стоимость которого оценивается в 18 триллионов рублей до 2030 года.
Очередное увеличение расходов, как предполагается, будет покрыто за счет доходов от повышения налога на прибыль, введения прогрессивной шкалы НДФЛ и других налогов, а также дополнительных ненефтегазовых поступлений от более высокой траектории ВВП.
В числе факторов расширения номинального объема расходов и ненефтегазового дефицита федерального бюджета в 2025–2027 годах ЦБ помимо послания Путина упомянул увеличение базовых нефтегазовых доходов и расходов на обслуживание государственного долга за счет повышения прогноза добычи газа, формирования более слабого курса рубля и более высоких процентных ставок.
«Вместо запланированного сокращения расходов федерального бюджета в 2025 году относительно 2024 года в текущих проектировках ожидается их рост в номинальном выражении и в процентах от ВВП», - говорится в документе регулятора.
В действующем трехлетнем бюджете, который был утвержден в конце прошлого года, Минфин закладывал сокращение трат в следующем году более чем на 2 триллиона рублей, или 2 процентных пункта ВВП по сравнению с 2024 годом.
В прошлом году глава Минфина Антон Силуанов говорил, что расходы федеральной казны дальше наращивать некуда, так как они уже значительно выросли - с 2019 по 2022 год в полтора раза. Однако власти на этом не остановились, и в 2024 году на фоне увеличения военного финансирования «спецоперации» России в Украине бюджетные траты вырастут более чем вдвое к 2019 году, до 37,2 триллиона рублей (19,4% ВВП) в соответствии с уточненным законом о бюджете.
Зампред ЦБР Алексей Заботкин сказал в четверг, что даже без расширения бюджетного дефицита изменение структуры расходов и доходов бюджета может нести в себе определенные проинфляционные эффекты, приведя в пример льготные программы финансирования, которые искажают денежно-кредитные условия и сокращают пространство для рыночного кредита.
ФНБ
После начала Россией «специальной военной операции» в Украине в феврале 2022 года власти приостановили действие бюджетного правила, перестав копить деньги и направляя все нефтегазовые доходы на расходы, а с 2023 года запустили его модифицированную версию, которая стала отличаться большей мягкостью, позволяя тратить больше доходов и меньше сберегать.
С 2025 года новое бюджетное правило, по замыслу Минфина, должно заработать без исключений так, чтобы власти перестали тратить средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) на погашение дефицита бюджета.
Использование ФНБ вне бюджетного правила после 2024 года не ожидается, а масштабы инвестирования резервных средств сократятся в 2025–2027 годах до 0,5–0,6 триллиона рублей ежегодно с 0,9–1,0 триллиона рублей в 2022–2024 годах, говорится в основных направлениях денежно-кредитной политики.
Сохранение цен на сырье выше базовых цен отсечения в конструкции бюджетного правила будет способствовать формированию дополнительных нефтегазовых доходов и пополнению ФНБ на всем прогнозном горизонте, ожидает ЦБ.
В случае реализации сценария со значительным снижением сырьевых цен, ликвидной части ФНБ хватит для нейтрализации первичного шока, считает Банк России.
«Однако длительное снижение сырьевых цен с переходом на более низкое равновесие создаст риски исчерпания средств ФНБ и приведет к необходимости трансформации бюджетного правила», - предупредил регулятор. (Елена Фабричная, Дарья Корсунская)