Российские железные дороги столкнулись с обвальным падением перевозок грузов по России, следует из статистики РЖД.
За август транспортная монополия, оперирующая третьей крупнейшей ж/д сетью в мире, перевезла на грузовых поездах 97,5 млн тонн грузов. В годовом выражении перевозки сократились на 6% — рекордно с июня 2022 года, а по сравнению с весной спад ускорился втрое: в мае это было 2,1%, в июне 3%, в июле 5,6%.
Если к концу года ситуация не улучшится, то крушение грузоперевозок станет самым глубоким с глобального финансового кризиса 2008–09 гг., отмечают аналитики MMI: «Даже в ковид погрузка падала меньше».
Основная причина — это проблемы с продажами за рубеж угля и металлов из-за падения спроса в Китае и санкций, подчеркивает ММI.
По данным РЖД, за январь–август перевозки черных металлов упали на 7,4%, железной руды — на 3,8%, лома черных металлов — на 14,2%, а цветной руды — на 8,6%. Погрузка угля просела на 5,7% вслед за падением морского экспорта на 11,4%.
Из 15 видов грузов, которые отслеживает РЖД в своей статистике, к концу августа в минусе оказались 10. Перевозки строительных грузов обвалились на 13,8%, цемента — на 4,4%, химикатов и соды — на 3%. После серии аварий на нефтеперерабатывающих заводах, которые с начала года не менее 40 раз подвергались атакам дронов, на 0,6% просели перевозки нефтепродуктов.
Помимо падения экспорта, РЖД испытывают нарастающие сложности с локомотивами, указывает MMI: в прошлом году из-за поломок подвижного состава 42,6 тысячи поездов были оставлены без движения — вдвое больше, чем в 2022-м. По оценкам самой РЖД, нехватка локомотивов для перевозок может составить 1,5 тысячи единиц до 2035 года.
Грузоперевозки снижаются по мере того, как замедляется поставленная на военные рельсы российская экономика. Согласно Росстату, темпы роста промышленности в июле замедлились до 3,3% после 4,4% за первое полугодие, а в месячном выражении объемы выпуска снижаются второй месяц подряд: в июле на 0,8% относительно июня, а в июне — на 1,5% по сравнению с маем.
Промышленный сектор чувствителен к высоким ставкам и санкциям, отмечает инвестбанкир Евгений Коган. Во второй половине года экономика будет тормозить из-за жесткой политики Центробанка, дефицита трудовых ресурсов и ухудшения условий внешней торговли, в том числе из-за новых санкций США, предупреждает Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».
По прогнозам ЦБ РФ, в следующем году темпы роста российского ВВП могут замедлиться до 0,5–1%, а рост инвестиций и потребления может обнулиться.