Российские власти начали беспрецедентную рекламную кампанию контрактной службы после наступления ВСУ в Курской области. На этот обратило внимание «Агентство». Чаще всего заключить контракт с Минобороны призывают в Telegram, «Яндексе», «ВКонтакте» и по федеральным каналам.
В Telegram публикации с упоминанием сайта Службапоконтракту.рф в августе охватили почти в шесть раз больше аудитории, чем в среднем с ноября 2022 года, когда сайт начал работу. По данным Tgstat, посты с упоминанием сайта посмотрели 13,5 млн раз, что значительно выше среднего показателя в 2,3 млн просмотров в месяц. Количество упоминаний сайта также выросло — до 5,8 тысяч раз в августе, что в 5,5 раз больше среднего показателя. Предыдущий пик по просмотрам и упоминаниям был зафиксирован в мае 2023 года — после завершения штурма Бахмута, когда российские войска понесли огромные потери.
В августе региональные власти начали активнее использовать платформу «Яндекс» для вербовки граждан на войну. Впервые подобную рекламу заказала мэрия Москвы, охватив полмиллиона пользователей. Реклама делала акцент на единовременной выплате в 2,3 млн рублей и годовом доходе в 5,2 млн. Помимо Москвы еще как минимум восемь регионов — Московская, Ярославская, Челябинская, Ленинградская и Тюменская области, Приморский край, Сахалин и Ямало-Ненецкий автономный округ — также использовали «Яндекс» для продвижения контрактной службы.
На федеральных телеканалах, в частности на Первом канале в шоу «Время покажет», начали показывать рекламные блоки с призывом заключать контракт, которые сохраняются и в записях эфиров на сайте телеканала. Владимир Соловьев в августе начал рекламировать номер телефона для набора контрактников прямо в эфире «России 1». На этом телеканале и его региональных подразделениях также вышли десятки репортажей о «наплыве желающих» заключить контракт. В сюжетах «повышенный интерес» к службе связывают с наступлением ВСУ в Курской области.
Рекламу контрактной службы также стали размещать во «ВКонтакте». С августа соответствующие объявления начали появляться даже в аккаунтах школ и детских садов.
Эта масштабная кампания свидетельствует о нарастающих проблемах с набором новых военных для войны в Украине. В середине августа Bloomberg, ссылаясь на источники, близкие к Кремлю и Минобороны, сообщил, что российская армия не успевает восполнять потери на фронте, которые достигли максимума с начала войны. Несмотря на повышенные выплаты, регионы РФ не справляются с выполнением квот на призыв и недостаток ресурсов стал особенно заметен во время украинского наступления в Курской области, указывали источники. Также собеседники Bloomberg рассказали, что в сложившихся условиях уже к концу 2024 года власти могут объявить новую мобилизацию, которую преподнесут как «ротацию» для отдыха действующих солдат.
Ранее Bloomberg со ссылкой на три осведомленных источника сообщал, что российские власти намерены набрать больше контрактников, чтобы избежать массовой мобилизации. По словам двух собеседников агентства, армейское командование «отчасти полагается» на то, что контракт подпишут некоторые срочники: ставка сделана на постепенный приток новых сил, а не на «одномоментный призыв 300 тыс. человек». Для восполнения потерь российской армии ежемесячно необходимо по 30 тыс. новобранцев, отметил один из источников.