Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Мировые НПЗ сталкиваются с падением прибыли на фоне ввода в эксплуатацию новых мощностей

(Данный материал был произведен в Гданьске для службы новостей Рейтер в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине)

ЛОНДОН/СИНГАПУР/НЬЮ-ЙОРК, 20 сен (Рейтер) - Н ефтеперерабатывающие предприятия в Азии, Европе и США столкнулись с падением рентабельности до многолетних минимумов, свидетельствующим о спаде в отрасли, которую со времени пандемии характеризовала высокая доходность, и подчеркивающим масштабы текущего замедления мирового спроса.

Эта слабость является еще одним признаком снижения потребительского и промышленного спроса, особенно в Китае, в связи с замедлением экономического роста и увеличением числа электромобилей. Введение в эксплуатацию новых НПЗ в Азии, Африке и на Ближнем Востоке усиливают понижательное давление.

Нефтепереработчики, такие как TotalEnergies, и трейдинговые фирмы, как Glencore, получили огромную прибыль в 2022 и 2023 годах благодаря дефициту поставок, вызванному «специальной военной операцией РФ в Украине, сбоям в судоходстве в Красном море из-за атак йеменских хуситов и значительным восстановлением спроса после пандемии COVID-19.

»Очень похоже на то, что суперцикл нефтеперерабатывающего сектора, который мы наблюдали в течении последних нескольких лет, подходит к концу, и предложение недавно открытых НПЗ наконец-то догоняет медленно растущий спрос на топливо«, - сказал Рори Джонстон из Commodity Context.

Прибыль от переработки нефти в Сингапуре - важный индикатор для Азии - упала до $1,63 за баррель 17 сентября, минимума сезона с того же периода 2020 года. Согласно данным LSEG, в тот же день маржа дизельного топлива в Азии упала до трехлетнего минимума.

Одной из ключевых причин является слабость китайской экономики. Рост промышленного производства в стране, являющейся крупнейшим в мире импортером нефти, в августе упал до пятимесячного минимума, а объем нефтепереработки сократился пятый месяц подряд, поскольку слабый спрос на топливо и низкая экспортная маржа привели к уменьшению производства.

В крупнейшем потребителе - Соединенных Штатах, где спрос также отстает от ожиданий, крэк-спред 3-2-1 <CL321-1=R>, ключевой показатель общей рентабельности, в конце августа впервые с начала 2021 года опустился ниже $15 за баррель. Спред 3-2-1 приблизительно соответствует типичному для американских НПЗ получению двух баррелей бензина и одного барреля дизельного топлива из каждых трех баррелей перерабатываемой ими нефти.

Согласно данным Oil Price Information Service, маржа на бензин на побережье Мексиканского залива, без учета обязательств по смешиванию возобновляемого топлива, по состоянию на 13 сентября составляла в среднем $4,65 за баррель, по сравнению с $15,78 годом ранее, а маржа на дизельное топливо - чуть более $11, по сравнению с более чем $40 в 2023 году.

ПЕРЕИЗБЫТОК ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Избыток предложения на мировом рынке дизельного топлива из-за низкого спроса является одной из основных причин ослабления маржи.

Международное энергетическое агентство прогнозирует, что спрос на дизель и газойль в этом году составит в среднем 28,3 миллиона баррелей в сутки, сократившись на 0,9% по сравнению с 2023 годом, в то время как спрос на бензин, авиакеросин, СПГ и мазут за тот же период вырастет.

По данным LSEG, в конце августа маржа на дизельное топливо в Европе упала примерно до $13 за баррель - минимума с декабря 2021 года. В августе она составляла в среднем $16,6 за баррель, что меньше половины от $38,3, наблюдавшихся в среднем в августе 2023 года.

Ближайшие перспективы остаются слабыми, хотя сезонный спрос может оказать поддержку.

Рауль Калдария из Energy Aspects считает, что прибыль от нефтепереработки будет оставаться низкой до конца года, но с некоторым подъемом за счет роста зимнего спроса на дизельное топливо в Европе.

Несмотря на более высокий спрос, маржа прибыли от бензина в Европе также находится под давлением. В августе она составляла в среднем $12,1 за баррель, рухнув на 61% с уровня августа 2023 года в $31, согласно данным LSEG.

Представитель Eni сказал, что итальянская нефтеперерабатывающая компания принимает меры для смягчения последствий снижения маржи переработки, но не предоставил подробностей.

Представитель испанского нефтепереработчика Cepsa отметил, что они отслеживают уровень маржи прибыли, но пока не приняли решения о замедлении переработки.

НОВЫЕ НПЗ

Запуск ряда новых нефтеперерабатывающих заводов усугубил давление на маржу, а старые НПЗ, особенно в Европе, оказались под ударом.

Ранее в сентябре компания Petroineos подтвердила, что закроет свой нефтеперерабатывающий завод Grangemouth в Шотландии. Также ожидается закрытие заводов в Германии.

В этом году вводятся в эксплуатацию такие новые НПЗ, включая завод Dangote в Нигерии мощностью 650.000 баррелей в сутки, Dos Bocas в Мексике с 340.000 баррелями в сутки, Al Zour в Кувейте на 615.000 баррелей в сутки и Duqm в Омане на 230.000 баррелей в сутки.

»В настоящее время в мире явно слишком большой объем нефтеперерабатывающих мощностей по сравнению с уровнем спроса, а новые объекты только ухудшают ситуацию", - сказал Дэвид Веч из Vortexa.

Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:

(Ахмад Гаддар, Роберт Харви, Шарик Хан, Джеслин Лерх и Трикси Яп при участии Николь Джао, Франчески Лардини и Пьетро Ломбарди)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку