Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Россияне не верят, что власти справятся с инфляцией

Рост цен от людей не скроешь
Рост цен от людей не скроешь Артем Геодакян / ТАСС

Готовность Центробанка идти в борьбе с инфляцией до конца и поднимать ключевую ставку столько, сколько потребуется, не убеждает россиян. Люди чувствуют рост цен: инфляционные ожидания населения и оценки наблюдаемой инфляции резко выросли в октябре, показал очередной опрос «инФОМ». Наблюдаемая инфляция (медиана ответов на вопрос о росте цен за последние 12 месяцев) выросла с 14,4% до 15,3% – это максимум с января, а ожидаемая инфляция на год вперед – с 12,5% до 13,4%. Инфляционные ожидания и их рост – максимальные с декабря прошлого года, когда они подскочили с 12,2% до 14,2%.

Ожидания населения – один из важнейших индикаторов для Центробанка для принятия решения о ключевой ставке (ближайшее заседание совета директоров пройдет 25 октября). Он дал понять, что ставка будет повышена (сигнал по итогам сентябрьского решения поднять ее до 19% был таким, после которого всегда следовало ее повышение), но, возможно, 20% дело не ограничится. Президент ВТБ Андрей Костин ждет, что на этом заседании или на следующем, но ключевая ставка может достичь 21%. Главный экономист Совкомбанка Михаил Васильев считает, что по итогам ближайших трех заседаний (последнее в феврале) ставка достигнет 22%, ведь основные инфляционные факторы (дефицит кадров, бюджетные вливания и др.) никуда не денутся.

Рядовые россияне, может, и не разбираются в этих факторах, но видят, что борьба с инфляцией складывается не в пользу властей. Видя быстрый рост цен, люди ждут, что они и дальше будут быстро расти. И одной ставкой мало что можно сделать – это, по выражению экономиста Сергея Алексашенко, бывшего первого зампреда ЦБ, как мертвому припарки. Правительству нужны деньги на войну, и оно собирает их везде, где может. Повышение утилизационного сбора на автомобили принесет в бюджет почти триллион рублей в следующем году и, по оценке аналитиков ЦБ, в следующем добавит 0,4-0,6 процентных пункта к инфляции, а вдвое большая, чем планировалось, индексация тарифов ЖКХ – еще 0,4 п. п.

Новости о том, что что-то подорожает, появляются практически каждый день. Минфин предложил повысить минимальные цены на водку и «налог на газировку» – акциз на сахаросодержащие напитки, страховщики ждут роста тарифов ОСАГО на 7-10% в следующем году.

В одиночку ЦБ с этим не справиться, а если он и достигнет цели, то очень дорогой ценой, запредельным уровнем ставок, говорил первый заместитель Костина Дмитрий Пьянов, предлагая создать «где-то на уровне президента и администрации президента» некий штаб по инфляции: «Хотите… быстрее победы над инфляцией с меньшими процентными ставками, нужна помощь от бюджета, от ФАС, от регуляторов других отраслей. И давайте соберем своего рода совет экономической безопасности».

Но у правительства другие приоритеты. Одна из главных причин инфляции – огромные бюджетные расходы: они разогревают спрос, который производители и импортеры не в состоянии удовлетворить. «Сегодняшний бюджет весьма специфический, – говорил Пьянов. – С таким бюджетным импульсом практически невозможно достичь таргета по инфляции».

Все меньше верят в достижение цели и аналитики, показал октябрьский опрос ЦБ. Опрошенные им эксперты повысили прогноз инфляции по итогам этого года с 7,3% до 7,7%, а на следующий год – с 4,8% до 5,3%. ЦБ свой прогноз представит 25 октября, он уже предупреждал, что новая версия будет выше нынешних 6,5-7%. Но в следующем году ЦБ намерен вернуть инфляцию к 4-4,5%, настаивает зампред ЦБ Алексей Заботкин.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку