19 мар (Рейтер) - Российская генпрокуратура, регулярно с начала конфликта в Украине подающая иски об изъятии частных активов в пользу государства, сообщила о «возвращении» в госсобственность имущества стоимостью 2,4 триллиона рублей.
Генпрокурор Игорь Краснов на заседании коллегии рассказал прокурорам и президенту РФ Владимиру Путину, что по искам прокуратуры государству были возвращены пять стратегических предприятий, четыре из которых «находились под иностранным контролем».
«Их собственники давали указания по выводу продукции и прибыли в недружественные юрисдикции, деньги в развитие инфраструктуры не вкладывали, социальные обязательства перед коллективом не выполняли, налоги в полной мере не платили», - сказал он.
В последние три года прокуратура подала в суд десятки исков об изъятии активов в пользу государства, ссылаясь на незаконную приватизацию, нарушение антикоррупционного законодательства и закона об иностранных инвестициях в стратегические предприятия, и в подавляющем большинстве случаев суд удовлетворяет ее требования.
В марте прошлого года Краснов говорил, что по искам прокуратуры государству перешли активы на сумму более 1 триллиона рублей.
Темпы изъятия ускорились в начале этого года, когда государство через суд получило зернотрейдера Родные поля, аэропорт Домодедово в Москве и крупнейшего в РФ владельца складских активов Raven Russia, производителя свинца и цинка ГМК Дальполиметалл.
Во вторник Минфин предложил возобновить «большую приватизацию» в России, в том числе активизировав продажу имущества, поступающего в казну по суду. По словам министра финансов Антона Силуанова, в 2025 году предусмотрено поступление доходов от реализации имущества в размере не менее 100 миллиардов рублей.
В прошлом году президент России Владимир Путин отрицал, что национализация частных активов является пересмотром итогов приватизации, но говорил, что изъятие активов возможно в случаях причинения собственниками ущерба «безопасности страны и национальным интересам».
Иностранные компании с начала украинского конфликта также сталкиваются с риском конфискации бизнеса со стороны государства в первую очередь через передачу активов в управление государства. (Дарья Корсунская, Глеб Столяров. Редактор Анастасия Лырчикова.)