Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Поставки китайских машин в Россию рухнули почти вдвое

Maxim Shipenkov / EPA / ТАСС

За первые два месяца 2025 года объем поставок китайских автомобилей в Россию сократился почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 57 592 единиц. Об этом свидетельствуют данные Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), опубликованные Bloomberg. На этом фоне Россия потеряла сразу две позиции в списке крупнейших импортеров китайских машин. В январе–феврале лидером стала Мексика с результатом 85 997 автомобилей, за ней — Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), куда было поставлено 71 418 машин. Впервые за два года Россия утратила статус главного рынка сбыта китайского автопрома, подчеркивает агентство.

В 2024 году российский рынок новых автомобилей достиг пятилетнего максимума, главным образом благодаря китайским производителям, занявшим доминирующее положение после ухода западных автоконцернов из России. Однако в начале 2025 года ситуация изменилась. Как рассказал Bloomberg генеральный секретарь CPCA Цуй Дуншу, на фоне роста налогов на импорт и высоких процентных ставок в России заметно снизилась потребительская активность. Кроме того, международная политика, по мнению Цуя, также влияет на поведение покупателей. Он отметил, что российские потребители сейчас размышляют, сможет ли президент США Дональд Трамп остановить войну в Украине. «В случае завершения конфликта иностранные производители могут вернуться в Россию, <…> поэтому российские потребители ждут возвращения европейской или американской продукции», — пояснил он.

Генсек CPCA указал, что в условиях такой неопределенности китайские производители предпочитают осторожную стратегию: сокращают объемы поставок и избегают накопления избыточных запасов. Такая тенденция, вероятно, сохранится в ближайшие месяцы — до прояснения перспектив.

Рост экспорта китайских автомобилей в Россию начался в 2022 году, после ухода с рынка западных брендов. С тех пор доля китайских марок в структуре продаж стабильно росла, достигнув рекордных 60% в 2024 году. Только за период с января по ноябрь прошлого года в России было продано 848 тысяч легковых машин из Китая. Однако уже в начале 2025 года начался разворот: согласно данным «Автостата», в январе–феврале объем продаж китайских авто в России снизился на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 91 тысячу единиц.

Общее количество ввезенных в Россию новых легковых автомобилей в феврале 2025 года упало на 73% в годовом выражении — до 16,2 тыс. машин. Как уточняет «Автостат», такой спад начался еще в ноябре 2024 года, после того как дилеры массово закупали автомобили перед вступлением в силу новых ставок утилизационного сбора с 1 октября. По сравнению с январем 2025 года февральский импорт снизился почти вдвое — на 49%. Хуже ситуация была лишь в сентябре 2022 года, когда в страну завезли только 15,7 тыс. автомобилей. Несмотря на общее сокращение поставок, Китай остался главным поставщиком новых машин: в феврале на его долю пришлось 80,9% всего импорта.

Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов объясняет падение поставок резким снижением спроса на автомобили. Также, по его словам, ситуацию усугубили повышенные ставки утильсбора и переполненные склады у дилеров.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку