Президент Владимир Путин пообещал помочь натурализоваться в России гражданину ФРГ Максиму Житникову, который заявил о побеге из Европы из-за неприятия «нетрадиционных ценностей». Однако в реальности оказалось, что бывший россиянин, уехавший в Германию еще в начале 1990-х, покинул страну из-за долгов в десятки тысяч евро, выяснил журналист Илья Шепелин.
Беседа Путина и Житникова, который якобы переехал в поселок Доброград во Владимирской области, по видеосвязи состоялась во вторник в ходе заседания Госсовета РФ. При этом попросивший президента о помощи в получении российского гражданства мужчина, как выразился Шепелин, говорил с «жутким русским акцентом». Путин тоже ответил ему несколькими короткими фразами на элементарном немецком языке, обращает внимание «Новая газета».
Из слов Житникова следует, что они с женой-россиянкой решили переехать в Россию из Эссена, так как хотят уберечь детей от пропаганды «нетрадиционных ценностей». «Поэтому, когда встал вопрос, куда ехать, убегать, то моя жена сказала: „Мы поедем в Россию, домой“. Вот мы приехали в Россию», — сообщил он. Также мужчина заявил, что в его городе «все сломалось», имея в виду промышленную отрасль.
Житников, родной язык которого русский, эмигрировал из РФ 35 лет назад, выяснил Шепелин. Он был совладельцем сети ресторанов Schwarze Rose Gastronomie GmbH в Эссене, объекты которой в 2015 году закрыли из-за долгов на «десятки тысяч евро. Через шесть лет компания была признана банкротом.
В конце февраля депутат Госдумы Мария Бутина заявила о якобы имеющем место массовом бегстве в Россию жителей западных стран, в которых «процветает русофобия» и «пропаганда нетрадиционных ценностей», в поисках «духовного убежища». «Главная причина — это нежелание того, чтобы дети были вовлечены в нетрадиционную неолиберальную культуру», — сказала она в интервью «Московскому комсомольцу».
В августе 2024 года Путин подписал указ, по которому граждане из стран с противоречащей «традиционным духовно-нравственным ценностям» политикой могут попросить разрешения на временное проживание в РФ без подтверждения знания русского языка, истории и законодательства. Решение было принято в целях «защиты основополагающих прав и свобод человека», а также поддержки лиц, сделавших выбор «в пользу духовной, культурной и правовой связи» с Россией.