Российские власти рассматривают возможность вынужденного сокращения расходов федерального бюджета из-за резкого падения цен на нефть, сообщает Bloomberg со ссылкой на знакомый с ситуацией источник.
По словам собеседника агентства, правительство обдумывает реформу бюджетного правила — механизма, в рамках которого тратятся деньги Фонда национального благосостояния. Сейчас Минфин «распечатывает» ФНБ на покрытие выпадающих нефтегазовых доходов, если цена нефти Urals падает ниже $60 за баррель. Со следующего года эта «планка отсечения» может быть понижена до $50, если цена нефти останется низкой, говорит источник Bloomberg. Но это потребует сокращения государственных расходов, подчеркивает собеседник агентства: правительство будет де-факто будет меньше тратить фонда, но для этого придется пустить «под нож» какие-то бюджетные статьи.
В проект бюджета-2025 года власти закладывали цену нефти Urals на уровне $69,7 за баррель. Но в реальности в марте она опустилась ниже $60, по итогам апреля составила лишь $54, а в начале мая скатилась до $49 за бочку. В результате по итогам первого квартала бюджет недосчитался 10% сырьевых налогов по сравнению с планом, а в апреле, по расчетам Reuters, спад ускорился до 22%. В ответ Минэкономразвития резко понизило прогноз по цене Urals — до $56, а Минфин резко ухудшил бюджетные проектировки: теперь он ждет, что нефтегазовые доходы будут на 2,6 трлн рублей ниже плана, а в казне образуется рекордный с пандемии дефицит — 3,8 трлн рублей.
Снижение планки отсечения бюджетного правила до $50 может означать необходимость сократить расходы бюджета на 1,5-1,6 трлн рублей, оценивает Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка. Впрочем, любое решение об ограничении бюджета станет болезненным для бюджетополучателей, а принять его будет нелегко, поскольку «геополитические приоритеты по-прежнему играют главенствующую роль», указывает она.
Ключевой вызов — это военные расходы, подтверждает источник Bloomberg: в этом году на армию и гособоронзаказ правительство потратит 13,2 трлн рублей, или 30% бюджета — рекордную долю со времен Советского союза. В бюджет-2026 изначально заложили 12,8 трлн по статье «национальная оборона».
Очевидно, что военные расходы будут последними в очередь на секвестр. А сокращение трат затронет гражданские статьи, которые уже идут под нож, отмечает директор по инвестициям «Астра Управление Активами» Дмитрий Полевой. Впрочем, вариантов у Кремля немного. «Минфин видит, что резервов не так много для того, чтобы купировать низкую конъюнктуру на протяжении длительного периода», — отмечает Полевой. С начала вторжения в Украину власти потратили две трети свободных денег ФНБ на латание бюджетных «дыр» и вливания в госкорпорации, и по состоянию на апрель фонде осталось лишь $39,5 млрд ликвидных активов — минимум с момента его создания в 2008 году.
Без изменения бюджетного правила только в этом году из ФНБ Минфину придется потратить как минимум 800 млрд рублей только для компенсации дешевой нефти. Еще около 1 трлн рублей в год правительство расходует из фонда на мегапроекты и поддержку госкомпаний. С нефтью около $50 денег ФНБ хватит на два года, а при падении цен до $40 - лишь чуть больше, чем на год, оценивают аналитики Газпромбанка.
Возможное снижение доступных для расходов средств в следующем году увеличивает вероятность дополнительного повышения ненефтяных налогов, предупреждает Полевой.
Правительство начало обсуждать секвестр бюджета из-за обвала цен на нефть
