Число водителей такси в России может сократиться на 51%, или на 507 тыс. человек, если Госдума примет законопроект, обязывающий использовать для перевозок граждан только собранные в стране автомобили. Такую оценку влияния инициативы на отрасль дали в аналитическом центре при правительстве, пишет РБК со ссылкой на документ. Согласно расчетам аналитиков, из такси могут уйти до 89,5% водителей с частичной занятостью на собственных авто и 35,6% работающих на арендованных авто с полной занятостью. Среди таксистов с полностью занятостью на личных машинах 15,2% участников рынка рискую покинуть отрасль.
Также аналитики подсчитали, что совокупные выпадающие доходы водителей при приведении таксомоторного парка в соответствие новым требованиям составят до 289 млрд руб. Так, к примеру, для частично занятых водителей на личных авто затраты на замену одной машины могут достигать 470,9 тыс. руб., а срок окупаемости — от 16 лет без учета роста тарифов. Новые автомобили, которые можно будет использовать по закону в такси, стоят в среднем в 2,1 раза дороже подержанных (1,73 млн против 840 тыс. руб.). При этом рост цен на отечественные модели опережает рынок: по данным Росстата, за 2023–2025 годы стоимость легкового отечественного авто выросла на 25,7%, подержанной иномарки — на 18,4%, а новой иномарки — на 7%. На данный момент под требования законопроекта подходят четыре модели LADA (Granta, Vesta, Iskra, Aura), а также собирающиеся в России из китайских заготовок «Москвич-3» и «Москвич-6», XCITE X-Cross 7 и X-Cross 8, электромобили Evolute i-PRO и i-JOY.
Законопроект о локализации автомобилей такси Госдума приняла в первом чтении в январе. Ко второму чтению, которое запланировано на 13 мая, депутаты предложили перенести вступление закона в силу на полгода (с 1 октября 2025 на 1 марта 2026 года), а также предоставить отсрочку для Калининградской области и Дальнего Востока до 1 марта 2028 и 1 марта 2030 года соответственно. Законопроект уже подвергался критике со стороны представителей такси: участники рынка пассажирских перевозок предупреждали о риске дефицита кадров и росте цен. Кроме того, они предлагали распространить требования по локализации только на юридические лица.