Москва заинтересована в развитии железнодорожной сети в Афганистане с выходом в Индию и Пакистан, заявил вице-премьер РФ Алексей Оверчук в ходе российско-афганского бизнес-форума на полях KazanForum.
По его словам, экономическое обоснование проекта по строительству железнодорожной инфраструктуры в стране планируется разработать к началу 2026 года. Российские компании готовы предложить возглавляемому талибами Афганистану «широкую линейку» современной техники для возведения объектов железнодорожной сети, а также тягового и пассажирского подвижного состава, сказал Оверчук. Он добавил, что российские автопроизводители заинтересованы в «развитии сотрудничества с афганскими партнерами в части поставок грузовых и пассажирских транспортных средств».
Кабул направил Москве перечень предложений по развитию сотрудничества в экономической сфере, отметил замглавы российского правительства. По его словам, Россия и Афганистан помимо логистики могу сотрудничать в таких отраслях, как энергетика, транспортное машиностроение, горнорудная промышленность и сельское хозяйство. Варианты сотрудничества находятся на стадии проработки, сказал Оверчук.
В то же время в самой России из-за финансовых проблем РЖД сокращаются программы строительства и расширения железнодорожной инфраструктуры. В 2025 году транспортная монополия сократила свою инвестпрограмму, включающую в том числе затраты на капитальные стройки, на 37%. Согласно представленному в ноябре 2024 года правительству плану, капитальные расходы РЖД с 1,3 трлн рублей уменьшены до 834 млрд рублей.
В частности, на модернизацию БАМа и Транссиба потратят в 5 раз меньше планировавшегося ранее — 75 млрд рублей. А расходы на развитие подходов к портам европейской части РФ будут практически заморожены. В апреле 2025 года грузоперевозки по сети РЖД упали на 9,7% год к году, отмечал экономист по России и СНГ Bloomberg Economics Александр Исаков.
В апреле глава Министерства общественных работ Афганистана Мухаммад Иса Сани в ходе встречи с российским послом в Кабуле Дмитрием Жирновым попросил помощи в реконструкции стратегически важного шоссе Саланг, возведенного еще советскими инженерами. Также талибы попросили построить новый автодорожный тоннель.