Агрессивная политика Владимира Путина и прогнозы западных военных и разведчиков о том, что он через 3-5 лет может напасть на страны НАТО, требуют соответствующей реакции. Ею может, в частности, стать возобновление учений альянса, которые во время холодной войны показали Советскому Союзу бесперспективность вооруженной эскалации в Европе, считает Джеймс Ставридис, бывший верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО.
Учения REFORGER (акроним для Return of Forces to Germany – «Возвращение вооруженных сил в Германию») были крупнейшими учениями, которые ежегодно проводились с 1969 по 1993 годы, пишет в Bloomberg Ставридис, адмирал ВМС США в отставке и почетный ректор Школы права и дипломатии Флетчера при Университете Тафтса. В них участвовали войска всех стран альянса, которых тогда было 16. Цель заключалась не только в том, чтобы отрепетировать переброску войск в Западную Германию на случай войны между альянсом и странами Варшавского договора, поясняет Ставридис, сам участвовавший в этих учениях. Главное заключалось в политике сдерживания: «Вид 150 000 с лишним солдат союзников, сотен боевых самолетов и десятков военных кораблей не позволял Москве думать о дальнейших завоеваниях в Центральной и Западной Европе».
Учитывая готовность Путина попытаться с помощью провокаций или прямых военных действий испытать на прочность альянс либо даже вторгнуться в соседние с Россией страны, необходимо возобновить REFORGER, считает Ставридис. Тем более что сейчас в НАТО в два раза больше членов. В отличие от времен холодной войны, лидерами должны быть страны Европы, а не США. Но, как и тогда, учения должны быть не просто тренировкой, а «воплощением разработанных военных планов в реальном времени» и «демонстрацией способностей [войск НАТО] прямо под носом Владимира Путина», считает адмирал.
Путин уже почти два десятилетия применяет военную агрессию – от вторжения в Грузию в 2008 г. до нападения на Украину в 2022 г., довел военные расходы до 7% ВВП и сейчас тратит более трети госбюджета на войну. При этом в Ленинградском военном округе у границ с Финляндией и странами Балтии строятся военные базы, склады для оружия и техники, армейский штаб для управления десятками тысяч военнослужащих.
По данным западных военных и разведчиков, многих из них планируется перебросить туда после окончания полномасштабной войны в Украине. Туда же, по-видимому, будет поставляться и современная военная техника, которую Россия сейчас производит, но не отправляет в Украину, где войскам приходится довольствоваться в основном отремонтированными советскими образцами.
Новые учения должны следовать прежним принципам, настаивает Ставридис. Участвовать должны все 32 страны НАТО, включая контингенты даже самых маленьких государств, таких как Исландия и Люксембург. Но на этот раз основная часть войск, самолетов и боевых кораблей должна быть не из США, а из Европы, в частности Франции, Германии и Польши.
И, в отличие от времен холодной войны, США должны участвовать прежде всего не военной мощью, а тем, что они умеют делать лучше других стран: обеспечивать разведданные, кибербезопасность, спутниковую и космическую связь, современные беспилотники и искусственный интеллект. Шестой и Второй флоты ВМС США также нужно задействовать, но в качестве поддержки авианосных ударных групп из Великобритании, Франции и Италии, считает Ставридис.