Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Скидки не особо помогают». Продажи Lada падают быстрее рынка

Дмитрий Ягодкин / ТАСС

Одной из главных жертв обвала автомобильного рынка оказалась Lada. За пять месяцев ее продажи упали, как и весь рынок, на 26%, но в мае падение резко ускорилось. По данным аналитического агентства «Автостат», за месяц продано 25 552 Lada – на 16% меньше, чем в апреле и на 36% меньше, чем год назад. Общие продажи новых автомобилей в мае были на 28% ниже прошлогодних.

Падали продажи всех ключевых моделей «АвтоВАЗа» – Granta (-35% к прошлому году), Lada Niva Travel (- 46%), а у Vesta падение вообще достигло 50%. И это несмотря на то, что у «АвтоВАЗа», чтобы распродать прошлогодние стоки, весь май действовали скидки на самые популярные модели, напоминает один из дилеров завода. На Lada Vesta 2024 года выпуска была скидка в 200-240 тыс. руб. при стоимости базовой комплектации в 1,6 млн руб., на Niva завод давал скидку в 100 000 руб., а на Granta – 50 000 руб. «Но скидки не особо помогают. Недавно встречались ассоциацией дилеров бренда и там прозвучали оценки, что на складах по-прежнему стоит более 300 000 автомобилей, из них треть – Lada», – признается еще один дилер Lada. На складской площадке не осталось места, Lada некуда ставить, жалуется региональный дилер бренда.

«Что вы хотите, Vesta в этом году десять лет исполняется, покупатели с деньгами хотят что-то посовременнее», – объясняет плохие продажи еще один дилер. Да и с учетом скидок покупатели могли на рынке найти предложение «помоднее» и подешевле среди китайских моделей, продолжает он. Например, калининградский «Автотор» распродавал собранные на своих линиях китайские седаны Kaiyi E5 по цене от 1,225 млн. «А это хоть и тоже не самая новая модель, но побольше и помоднее Vesta», – замечает дилер. Кроме того, многие потенциальные клиенты «АвтоВАЗа» ждут его новую модель Lada Iskra, которую всё обещают, сходятся во мнении дилеры.

С таким результатом Lada в мае замкнула пятерку самых пострадавших среди популярных брендов. Сильнее, чем у нее, снизились продажи у Solaris – который собирают в Петербурге на бывшем заводе Hyundai (падение почти на 70%), китайских Omoda (минус 54%), Changan (минус 43,5%) и Geely (38%). Доля рынка Lada в мае опустилась ниже 25%, тогда как в иные месяцы 2024 г. превышала 30%.

Все лидеры продаж в мае упали существенно ниже рынка, отмечал в беседе с аналитиками гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков. Это связано в том числе с тем, что внимание многих покупателей переключилось на иномарки, доставленные в Россию альтернативным импортом. Их стало выгоднее покупать за счет укрепления рубля. И хотя в целом импорт новых автомобилей в страну сильно падает – в мае он был на 73% ниже, чем в прошлом году – доля «альтернативы» в нем растет, отмечал эксперт. В январе она была 17% от всего импорта, а в мае – достигла 39% подсчитал «Автостат».

Это тоже может быть связано с плохими продажами Lada. Одной из причин роста альтернативного импорта называют стремление автопарков закупиться большими седанами и другими подходящими им иномарками перед вступлением в силу закона о локализации автомобилей для такси, отметил Целиков. Госдума обсуждала этот закон с начала года, и приняла в мае, и по факту чуть ли не единственные автомобили, которые после его вступления с марта 2026 г. наверняка подойдут под критерии разрешенных, – это модели «АвтоВАЗа». Так что таксопарки и таксисты делают запасы.

Из-за плохих продаж «АвтоВАЗ» вынужден снижать производство. Он планировал в этом году выпустить 500 000 автомобилей, но в апреле президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов признал, что эти планы труднодостижимы. При нынешних темпах продаж завод сможет реализовать максимум 300-350 тыс. машин.

Ситуация на рынке сложная, в июне продажи Lada могут сократиться примерно на четверть по сравнению в годовом выражении до примерно 30 тыс., говорил Соколов. Главной причиной он назвал демпинг со стороны китайских брендов, добавив рост стоимости автокредитов и снижение покупательской способности населения. В условиях роста себестоимости продукции «АвтоВАЗ» видит основания для повышения цен на автомобили, заключил Соколов.

Завод этой весной уже поднимал цены – в мае, по словам Соколова они увеличились не более, чем на 3%. По факту некоторые комплектации ходовых моделей «по прайсу» подорожали на 7-8%, и покупатели это заметили после завершения майских скидок, отмечает дилер Lada.

Пока же завод ввел скидки на весь модельный ряд от 6% до 34% в зависимости от модели, комплектации, типа кузова и года выпуска: 17-21% на Vesta, 19-21% на Aura, 11-14% на Granta и 6-8% на Niva Travel (обе прошлого года выпуска), 32-34% на фургоны Largus и 22-27% на универсалы, 10-14% на легкие коммерческие автомобили. «АвтоВАЗ» обсуждает с Минпромторгом прямое субсидирование автопроизводителям скидок на машины для поддержки спроса.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку