Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Даже не думали, что будет так плохо». Продажи автомобилей падают все быстрее

Склады заполнены, более 70% проданных в этом году машин выпущены в 2023 или 2024 гг.
Склады заполнены, более 70% проданных в этом году машин выпущены в 2023 или 2024 гг. Максим Шипенков / EPA / ТАСС

Надежды производителей и дилеров на восстановление автомобильного рынка не оправдались. Продажи легковых и легких коммерческих машин после апрельского роста в мае упали на 27,5% год к году, до 98,3 тыс., сообщил Минпромторг со ссылкой на данные о регистрациях новых автомобилей. Легковых автомобилей за месяц продано на 28% меньше, чем в мае прошлого года – 90,7 тысяч. В апреле падение продаж легковых автомобилей составило 26% в годовом выражении, таким же оно сложилось итогам пяти месяцев.

Минпромторг объясняет майский результат сезонностью. Однако несколько дилеров рассказали, что обычно в мае продажи оживляются, и иногда месячные продажи даже превосходят апрельские – но только не в этом году. «Ситуация значительно хуже, чем в апреле, и хуже, чем в прошлом году, даже не думали, что будет так плохо», – говорит менеджер дилерского центра нескольких китайских брендов.

«По нашим опросам, больше половины дилеров сообщают, что у них ситуация хуже, чем в прошлом году, хотя есть и около 15% тех, кто заметил оживление», – поделился данными один из автомобильных аналитиков.

По словам дилера китайских брендов, потенциальные клиенты продолжают держать деньги на депозитах, к тому же добавился новый конкурирующий фактор трат: многие кинулись скупать подешевевший доллар, чтобы потом, когда рубль просядет, что дружно предсказывают аналитики, заработать на курсовой разнице. Как и весь этот год, покупают только со скидками, добавляет его коллега.

Продажи во многом поддерживались реализацией стоков со скидками, волна которых все еще не спадает – по крайней мере в сегменте иномарок, подтверждает гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергея Целиков. По его подсчетам, у некоторых китайских марок основная доля продаж в мае пришлась на автомобили даже не 2024, а 2023 года выпуска. Например, у FAW 63% проданных новых автомобиля были выпущены более года назад, а у Livan (СП Geely и Lifan) – 86%. Жаль, автомобили не как вино, от выдержки не дорожают, грустно шутит Целиков. Всего же, по данным «Автостата», более 70% новых «легковушек», проданных в России с начала года, выпущены в 2023-2024 гг.

Продажи отечественных автомобилей – как легковых, так и коммерческих, включая грузовики и автобусы, – снижаются не так сильно, как импортных, утешает Минпромторг: в мае продано 57 600 отечественных легковых автомобилей, на 15% меньше, чем годом ранее. Однако отечественному автопрому достаточно и этого. Он сбавляет обороты: по данным Центробанка, с поправкой на сезонность в первом квартале загрузка мощностей в автопроме снизилась до минимума с начала 2023 г.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку