Крупнейший в мире владелец и лизингодатель коммерческих самолетов, ирландская AerCap, может рассчитывать на выплату более $1 млрд после решения Высокого суда Лондона о том, что страховщики должны покрыть убытки от похищенных Россией самолетов. В стране «застряло» 116 лайнеров и 15 двигателей, переданных AerCap в эксплуатацию 15 российским авиаперевозчикам, включая «Аэрофлот». Отказ их вернуть судья фактически приравнял к акту войны.
Когда Владимир Путин начал вторжение в Украину, Евросоюз ввел санкции, в том числе закрыв небо для российских авиакомпаний. В ответ на это власти запретили вывоз самолетов и оборудования из страны, лишив таким образом лизинговые компании, включая AerCap, Dubai Aerospace Enterprise и др., их собственности. «Суд постановил, что самолеты были потеряны», – говорится в решении судьи Кристофера Батчера (цитата по Bloomberg).
Страховщики настаивали, что лайнеры и двигатели не потеряны, так как продолжают эксплуатироваться в России. Вынеся решение в пользу лизингодателей, Батчер, однако, постановил, что не все страховые риски должны быть компенсированы. Причиной потерь являются «действия или указ российских властей», поэтому покрываться убытки должны по полисам, связанным с «военными рисками», но не со «всеми рисками».
Максимальная сумма покрытия военных рисков у AerCap ограничена $1,2 млрд, говорится в решении судьи. Первоначально компания предъявила страховщикам претензии на $3,4 млрд, но затем в результате серии мировых соглашений и других переговоров снизила их до $2 млрд. Представлявшая ее интересы юридическая фирма Herbert Smith Freehills Kramer заявила, что компания может получить $1,035 млрд «в дополнение к значительным суммам, полученным в ходе предыдущих урегулирований», сообщает Financial Times. Итоговая сумма выплат будет определена дополнительно.
Ответчиками по иску лизингодателей выступали подразделения таких страховых гигантов, как AIG, Lloyd's of London и Chubb.