Россияне совершенно не ощущают, что становятся все более обеспеченными, как это сообщает статистика. По данным Росстата, в первом полугодии реальные располагаемые денежные доходы населения (с поправкой на инфляцию и за вычетом обязательных платежей) выросли на 7,8% в годовом выражении (7,3% в 2024 г.), сбережения в банках за год прибавили 20%, но люди чувствуют это иначе.
Подавляющее большинство опрошенных фондом «Общественное мнение» в начале сентября, считают, что их доходы росли не быстрее, чем цены (опрос проводился по заказу Центробанка). Самыми популярными ответами на просьбу сопоставить рост своих доходов и цен стали «доходы не росли, а цены росли» (41%) и «доходы росли медленнее, чем цены» (38%). У 11% опрошенных доходы и цены росли одинаково. В общей сложности 90% не считают, что их реальные доходы стали больше, чем год назад.
Максимальная доля таких ответов у пожилых и бедных людей. Среди респондентов старше 60 лет ровно половина выбрала вариант «доходы не росли, а цены росли» и еще 35% «доходы росли медленнее, чем цены». При этом пенсии, как всегда, в начале года индексировались по инфляции, которая в прошлом году составила 9,5%. Их реальный размер, по данным Росстата, весь 2024 г. был меньше, чем в предыдущем году. В этом году реальные пенсии на 1,8% больше прошлогодних.
Но малообеспеченные россияне, включая пенсионеров, тратят гораздо большую часть доходов на продукты и коммунальные услуги. И то, и другое дорожает значительно быстрее инфляции. Аналитический центр ЦМАКП, близкий к властям, рассчитывает «инфляцию для бедных» по такой корзине потребления – результат последнее время получается примерно в 1,5 раза выше «обычной» инфляции. Реальные пенсии, если пересчитать их по «инфляции для бедных», в глубоком минусе, а доходы не выросли.
В отдельные моменты рост реальных располагаемых доходов сильно тормозится даже по официальной инфляции. Центробанк оценивал, что с сезонной корректировкой они в IV квартале 2024 г. даже сократились – впервые за полтора года – из-за роста обязательных платежей, в том числе процентов по кредитам и налогов.
Более половины опрошенных ФОМ (54%) считают, что их материальное положение за год не изменилось. У 28% оно ухудшилось, а улучшилось всего у 16%.
Это довольно стабильное распределение ответов, оно было похожим в довоенные и даже доковидные времена (январь 2020 г.: у 29% материальное положение за год ухудшилось, у 14% улучшилось, у 56% не изменилось). Аналогично, год назад и два года назад примерно таким же было распределение ответов на вопрос о соотношении доходов и цен. Например, в сентябре 2024 г. «доходы не росли, а цены росли» у 37%, а «доходы росли медленнее, чем цены» у 40%. В марте 2023 г. так отвечали 39% и 38%, соответственно.
Людям обычно кажется, что цены растут быстрее, чем показывает официальная инфляция. Наблюдаемая населением инфляция (медиана ответов на вопрос «на сколько, по-вашему, выросли цены за последний год») всегда значительно превосходит цифры Росстата. В этом году она колеблется в районе 15-16%, а инфляция от Росстата снижалась с 10% до 8%. Корректировки номинальных доходов на наблюдаемую, а не официальную инфляцию обнулила бы рост реальных доходов.
Особенно сильно люди реагируют на рост цен на так называемые товары-маркеры: продукты, товары длительного пользования (автомобили, мебель), коммунальные услуги, бензин и др. После повышения тарифов ЖКХ с 1 июля наблюдаемая инфляция подскочила с 15% до 16,1% в августе, когда люди получили первые квитанции по новым расценкам, а в сентябре снизились до 14,7%.
Малообеспеченные люди реагируют острее других. Инфляция, наблюдаемая россиянами со сбережениями и без них, всегда различается. Например, наблюдаемая в сентябре инфляция 14,7% складывается из 12,3% у людей со сбережениями и 16,5% у людей без сбережений. Последних, по опросам ФОМ, примерно вдвое больше: в сентябре – 64% против 33%. Это соотношение тоже стабильно на протяжении многих лет: доля людей со сбережениями, как правило, колеблется в пределах 30-40%, без сбережений – 55-65%.
Особых изменений россияне не ждут. На вопрос о том, как будут соотноситься их доходы и цены в следующие 12 месяцев, по 33% ответили, что доходы не будут расти или будут расти медленнее, чем цены. Снижение по сравнению с оценкой того, что было, связано с тем, что многие затруднились с ответом.