Международные активы российского нефтяного гиганта Лукойл привлекают потенциальных покупателей от Египта до Казахстана с приближением даты вступления в силу американских санкций: до 21 ноября нужно успеть заключить сделки.
США в октябре ввели санкции против Лукойла и уже заблокировали одну попытку российской компании продать зарубежные активы трейдеру Gunvor.
Санкции привели к перебоям в операциях дочерних предприятий Лукойла в Ираке, автозаправочных станций в Финляндии и болгарского НПЗ.
Лукойл не ответил на просьбы Reuters о комментарии.
КРУГ ПРЕТЕНДЕНТОВ
Казахстанский госхолдинг КазМунайГаз изучает возможность приобретения местных активов Лукойла, сообщили два источника, знакомые с вопросом.
Лукойл владеет долей в Карачаганаке, одном из крупнейших в мире газоконденсатных месторождений, вместе с Eni, Shell, Chevron и КазМунайГазом. Решение о новом партнерстве будет принято участниками проекта с учетом санкций, сообщило в своем заявлении министерство энергетики Казахстана.
Shell интересуют глубоководные месторождения Лукойла в Гане и Нигерии, сказали двое других источников. Shell отказалась дать комментарий.
Лукойл уведомил правительство Египта, где Лукойл владеет тремя концессиями, о возможной продаже активов, сообщил пятый источник, знакомый с ситуацией. Министерство нефти Египта не ответило на запрос о комментарии.
Молдавское правительство начало переговоры о национализации инфраструктуры Лукойла в аэропорту Кишинева, сообщил во вторник директор аэропорта Серджиу Спояла.
Президент Болгарии Румен Радев наложил вето на поправки к законодательству, которые позволили бы правительству взять под контроль принадлежащий Лукойлу нефтеперерабатывающий завод в Бургасе и продать его. Азербайджанская государственная компания Socar и турецкая Cengiz Holding совместно подавали заявку на покупку НПЗ еще до введения санкций.
Турецкие СМИ передают, что Cengiz не намерена отзывать предложение. Компания не дала немедленного ответа на просьбу о комментарии.
ВАРИАНТЫ ЛУКОЙЛА
Лукойл стоит перед сложным выбором, сказал Сергей Вакуленко, старший научный сотрудник берлинского Центра Карнеги и бывший руководитель отдела стратегии Газпромнефти.
По его словам, если компания продаст свои активы, то вырученные деньги могут оказаться заморожены Минфином США.
Однако если затягивать с решением, то скорее всего, часть активов перейдет под контроль местных властей или их заморозке, отметили Вакуленко и Игорь Юшков из Финансового университета при правительстве РФ.
По словам Юшкова, у Лукойла нет причин торопиться. Замороженные активы останутся замороженными и могут вернуться к российской компании в случае завершения конфликта в Украине и ослабления санкций.
Возможно, Лукойл воспользуется опытом Роснефти, три НПЗ которой были переданы под управление Германии в 2022 году. Хотя контроль над активами осуществляет Берлин, право собственности сохраняется за Роснефтью.