Машина государственной пропаганды, запущенная в России на небывалую с советских времен мощность, оказалась бессильна укрепить в массовом сознании россиян веру в исключительность своей страны.
Доля граждан, считающих Россию «великой страной, которую можно понять, лишь веря в ее великое предназначение», сократилась за 25 лет правления Владимира Путина, показал опрос ВЦИОМа.
Хотя «великой», по данным социологов, Россию по-прежнему считает подавляющее большинство — 80%, по сравнению с 2000 годом таких стало меньше на 7 процентных пунктов.
Доля тех, кто в ходе опроса не стал называть Россию «великой», выросла с 13% до 20%. Из них 15% прямо ответили «нет» на вопрос о величии страны — против 13% в 2000 году. Еще 5% «затруднились ответить».
Среди молодежи (поколение родившихся в 2001 году и после) доля не верящих в «величие» России достигает 26%, а с учетом «затрудняющихся ответить» — 32%. В поколении младших миллениалов (1991-2000) «нет» на вопрос о «величии» ответили 28%, а с учетом не определившихся — 33%.
Наибольшую долю верящих в исключительность и величие России ВЦИОМ предсказуемо зафиксировал в старшем поколении и среди пенсионеров — 89% в возрастных группах от 57 лет.
Пропаганда гордости и величия — например, восстановление величия Римской империи в фашистской Италии — часто используется автократами и диктаторами после эксплуатации эмоции «надежды» в период своего становления, напоминает Владимир Рувинский, профессор университета ICESI (Колумбия).
Также режимы, перечисляет эксперт, выбирают поддержание страха (перед «еврейской угрозой» в нацистской Германии), разжигание ненависти к «врагам народа» (период «большого террора» в СССР), использование национального унижения и обиды на других после, например, поражения в войнах и экономических кризисов (Гитлеровская Германия), а также создание иллюзии единства через торжества (массовые праздники, парады для создания радости и сплоченности в Северной Корее).
«Все это во многом относится и к авторитарному режиму Владимира Путина», — отмечает Рувинский.