Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Розничные сети сократили открытие новых магазинов в России до минимума за 15 лет

X5 Group / flickr

В России начал сокращаться объем занятых магазинами торговых площадей . По итогам первого квартала года портфель 200 крупнейших сетей товаров повседневного спроса увеличился лишь на 218 700 кв. м, свидетельствуют данные исследования Infoline. Это почти в два раза меньше аналогичного периода прошлого года и является самым низким показателем прироста за первый квартал за последние 15 лет.

В то же время ритейлеры стали активнее закрывать магазины. В январе – марте 2025 года число закрытий превысило прошлогодний уровень. В частности, сети дискаунтеров «Светофор» и «Маяк» сократили свои площади на 2,5% (69 600 кв. м). Закрывались также магазины крупного формата: сеть Selgros прекратила работу 11 гипермаркетов, «Лента» — одного. Сокращение коснулось и супермаркетов: «Магнит» оптимизировал формат «Магнит семейный», а Х5 — сеть «Перекрёсток».
Ритейлер «Вкусвилл» также приступил к оптимизации: за первый квартал 2025 года он сократил 226 торговых точек, общая площадь которых уменьшилась на 24 800 кв. м. В компании заявили, что закрывают магазины с низкой эффективностью.

Снижение инвестиционной активности ритейлеров объясняется замедлением потребительского спроса на фоне «рекордного инфляционного давления», подчёркивается в отчёте Infoline. По данным NTech, в первом квартале 2025 года продажи продуктов питания выросли лишь на 2,1% в годовом выражении — более чем в три раза (6,8%) ниже темпов прошлого года. Это минимальное значение за последние семь кварталов. При этом инфляция в тот же период составила 13,3% год к году.

Замедление роста отразилось и на финансовых показателях. Совокупная выручка десяти крупнейших ритейлеров в сегменте товаров повседневного спроса в январе — марте 2025 года увеличилась на 16,8% год к году, до 2,91 трлн рублей. Для сравнения: годом ранее рост составлял 23,6%. «Замедление характерно для всего розничного рынка», — отмечает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Станислав Богданов. По данным Росстата, в январе — апреле 2025 года оборот розничной торговли в России увеличился на 2,4%, до 18,93 трлн рублей, тогда как годом ранее темп роста составлял 9,9%. По мнению Богданова, на снижение потребительской активности влияет высокий уровень процентных ставок: россияне предпочитают откладывать деньги и сокращать необязательные траты.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку