ОРЛАНДО, 20 июн (Рейтер) - Риторика Федрезерва США на июньском заседании была несколько ястребиной, и глава регулятора Джером Пауэлл на итоговой пресс-конференции был явно больше обеспокоен ускорением инфляции, чем замедлением экономического роста, и дал понять, что прогнозы мало что значат в нынешних условиях.
Новый экономический прогноз ФРС указал на повышение уровня безработицы и инфляции в ближайшие кварталы, с одновременным падением темпов роста экономики. Риски стагфляции усиливаются.
Тем не менее, в отличие от большинства центральных банков стран Большой десятки, Федрезерв избегает упреждающего снижения ставки, предпочитая дожидаться большей ясности относительно того, как пошлины повлияют на инфляцию, прежде чем принимать решение о следующем шаге.
Это вполне объяснимо. Полное эффект пошлин, введенных президентом США Дональдом Трампом, на динамику цен и экономическую активность проявится только после 9 июля, когда пройдет период отсрочки «ковровых» широких торговых тарифов. Война между Израилем и Ираном принесла новые геополитические риски, толкнув вверх котировки нефти.
В свете этих обстоятельств сохранение умеренно ограничительных настроек денежно-кредитной политики, как охарактеризовал их Пауэлл, выглядит логичным.
Несмотря на то что экономика США и рынок труда, по его мнению, остаются устойчивыми, перспективы роста ухудшаются столь же стремительно, как и инфляционные прогнозы.
Представители Федрезерва пересмотрели оценку и теперь ожидают снижения совокупного роста ВВП США в период 2025-2027 годов на 1,25 процентного пункта относительно декабрьского прогноза, при этом общий уровень инфляции может превысить предыдущие оценки примерно на 1 процентный пункт.
Если риски для роста и инфляции примерно сбалансированы, почему управляющие ФРС теперь ожидают в точечном графике более медленного снижения ключевой ставки в ближайшие два год, скорректировав ожидания на четверть пункта? Иными словами, почему конечный уровень ставки в их понимании стал выше?
ЯСТРЕБИНЫЙ УКЛОН
Ястребиный уклон, возможно, нужен прежде всего для контроля над настроениями. Главная задача центробанка - удержание инфляционных ожиданий на определенном уровне, а некоторые свежие опросы показали, что ожидания потребителей относительно роста цен находятся на максимуме нескольких десятилетий.
Однако могут существовать и другие причины для поддержания ястребиной риторики.
Во-первых, ФРС не предвидела всплеска инфляции в 2021-2022 годах, сделав печально известное заявление о «временном характере» ценового всплеска. Представители регулятора болезненно восприняли последовавшую за этим критику. Со справедливостью упреков можно поспорить, учитывая, что все ведущие центральные банки тогда ошибались. В любом случае Федеральная резервная система не хочет повторения этого промаха.
К тому же в США растут фискальные и институциональные риски. Сочетание устойчивого дефицита бюджета, увеличения долговой нагрузки, законопроекта Трампа о налогах и расходах, подрывающего бюджет, а также снижение глобального доверия к доллару и американским активам поддерживает доходность долгосрочных гособлигаций на повышенном уровне. Это также может быть причиной для более высокой ставки на долгосрочную перспективу.
Наконец, президент неоднократно нападал на ФРС и особенно на Пауэлла за отказ снижать ставки. Эта публичная критика может возыметь обратный эффект: регулятор захочет продемонстрировать обществу свою независимость и развеять подозрения в политическом вмешательстве в ДКП.
НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЙ СЦЕНАРИЙ
В конечном счете, наиболее важный фактор для ФРС очень прост - центробанк не знает, что ждет впереди.
«Уровень неопределенности в экономической политике сейчас достиг небывалых высот. В других странах не так, США находятся в уникальном положении», - сказал Майк Концал из Economic Security Project.
Пауэлл просто хочет подождать и посмотреть, как будет выглядеть ситуация, когда пошлины Трампа будут введены в действие. Выжидательная тактика в нынешней ситуации выглядит оправданной, тем более что экономика демонстрирует признаки стабильности.
Однако это также вызывает вопросы о целесообразности точечного графика ФРС - визуального представления оценки уровня ставки на конец года, собранной со всех 19 управляющих ФРС. Например, как инвесторам интерпретировать тот факт, что медианный прогноз снижения ставки на 50 б.п. в этом году остался неизменным, но семеро членов Комитета по открытым рынкам всё время проголосовали против шагов вниз?
«В текущих условиях никто не может с уверенностью прогнозировать траекторию ставок, - сказал с среду журналистам Пауэлл. - В ситуации столь высокой неопределенности это лишь наиболее вероятный вариант развития событий».
По всей видимости, такая формулировка в переводе с языка Федрезерва фактически означает: «Мы не понимаем, что происходит, свяжитесь с нами через несколько месяцев».
Федрезерв в следующий раз пересмотрит экономический прогноз в сентябре, и к тому времени должно проясниться положение дел с торговыми пошлинами, конфликтом на Ближнем Востоке и налогово-бюджетными перспективами Соединенных Штатов. До тех пор Пауэллу и его коллегам придется ждать и наблюдать - как и всем нам.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Джейми Макгивер является рыночным аналитиком Рейтер и выражает собственное мнение, перевела Ая Лмахамад)