С 1 марта 2027 года товары для взрослых, энергетики и пиротехнику на маркетплейсах можно будет купить только при подтверждении возраста с помощью биометрии, следует из финальной редакции законопроекта Минэкономразвития о платформенной экономике. Среди прочего новые меры распространяются на секс-игрушки и литературу с маркировкой 18+, но не касаются алкоголя и табака, онлайн-продажа которых в России запрещена. Данные в единую биометрическую систему (ЕБС) можно сдать через «Госуслуги» или банковские сервисы.
Информацию подтвердил «Ведомостям» представитель вице-премьера Дмитрия Григоренко. По его словам, внедрение идентификации по биометрии в маркетплейсы снизит нагрузку на продавцов и обеспечит юридическую защиту как самих онлайн-платформ, так и их партнеров, включая владельцев пунктов выдачи заказов. Законопроект уже одобрен Главным правовым управлением президента и будет рассмотрен на заседании правительственной комиссии 30 июня.
Несмотря на то, что целью документа декларируется ограничение доступа несовершеннолетних к чувствительным товарам и юридическая защита участников рынка, в нем еще много нерешенных вопросов, отмечает глава совета по электронной коммерции при Торгово-промышленной палате Алексей Федоров. В частности, в текущей редакции нет четких правил для хранения, отзыва и использования биометрических данных. Также неясно, кто будет нести ответственность в случае ошибки при идентификации.
Федоров считает, что многие пользователи начнут отказываться от покупок, не желая передавать свои биометрические данные сторонним компаниям, в том числе из-за риска утечек. Кроме того, внедрение технологии потребует значительных затрат. Также возможны попытки обхода системы с помощью поддельных изображений, предупреждает эксперт.
Управляющий партнер Legal Eagles Армен Серобян напоминает, что в России пока нет единой правовой базы, регулирующей использование биометрии для идентификации. По его словам, внедрение такой функции потребует технического оснащения, включая специальные сканеры, что может значительно усложнить работу маркетплейсов. Серобян также подчеркивает, что система несет серьезные риски утечки персональных данных.