Российские власти провели масштабное расширение Казанского авиационного завода имени Горбунова, на котором производятся и модернизируются стратегические бомбардировщики, включая носители ядерного оружия. Об этом сообщает финское издание Yle со ссылкой на анализ спутниковых снимков. По данным журналистов, в зимние месяцы на территории завода были возведены новые крупные производственные корпуса. Самый большой из них достигает примерно 320 метров в длину, а его площадь составляет почти 19 000 м² — сопоставимо с тремя футбольными полями.
Модернизация предприятия осуществляется в рамках программы на сумму около миллиарда евро, цель которой — нарастить собственное производство в военной и гражданской авиации. Однако, по информации Yle, реализация программы идет с трудностями: санкции и нехватка квалифицированной рабочей силы тормозят производство и не позволяют соблюдать графики поставок.
Казанский авиазавод имеет ключевое значение для российской оборонной промышленности: именно здесь производится и модернизируется стратегическая авиация, включая бомбардировщики, способные нести ядерное оружие. Завод остается единственным предприятием в стране, которое может компенсировать потери таких самолетов, отмечает издание. В июне примерно 30% российской стратегической авиации было повреждено или уничтожено в результате украинской атаки по аэродромам РФ в рамках операции «Паутина».
«На спутниковых снимках видно, что появилось много новой производственной площади. Однако это не решит проблем авиационной промышленности и отрасли в целом», — заявил Yle военный эксперт Марко Эклунд, бывший сотрудник финской военной разведки, более 20 лет наблюдающий за развитием российских вооруженных сил.
Издание указывает, что несмотря на статус одного из крупнейших и важнейших авиационных предприятий в России, производственные результаты завода остаются весьма скромными. Это, по мнению Эклуда, демонстрирует отставание России в технологическом развитии, особенно на фоне США: «Россия хотела бы выглядеть равной Соединенным Штатам, но продолжение производства устаревших моделей бомбардировщиков наглядно говорит о ее реальных возможностях».
На заводе в Казани продолжается сборка и модернизация самолетов Ту-160М, а также строительство новых Ту-160М2. Однако темпы остаются низкими: в 2024 году было поставлено только два Ту-160М2 и два Ту-160М. Помимо этого, на предприятии обновляют парк Ту-22М3, которые, как и Ту-160, активно используются в войне против Украины для нанесения ударов крылатыми ракетами.
Кроме военных задач, завод также производит гражданскую авиацию — в частности, Ту-204, а также должен наладить выпуск новых Ту-214. Однако, как подчеркивает Yle, несмотря на заключенный контракт на 23 самолета Ту-214, в 2025 году был построен лишь один такой борт.
Финское издание также пишет, что несмотря на западные санкции, Россия в последние годы смогла получить комплектующие для своей авиации на сумму не менее одного миллиарда евро, используя обходные пути. Однако теперь, отмечает Yle, эти схемы закупок становятся все менее эффективными и все более сложными для реализации.