Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Как легко убедиться, что санкции против России вообще не работают

ЕС и США стремятся ограничить доходы России от экспорта нефти, для чего, в частности, борются с так называемым «теневым флотом» — судами перевозящим российскую нефть и другие грузы в обход установленных ограничений. Мы регулярно слышим, что какие-то корабли вносятся в санкционные списки.
Полупогружаемое судно тяжелого класса (для негабаритных и сверхтяжелых грузов) Pugnax, входит в санкционный список ЕС с 25 июня 2024 года, на момент публикации находилось вблизи Сингапура
Полупогружаемое судно тяжелого класса (для негабаритных и сверхтяжелых грузов) Pugnax, входит в санкционный список ЕС с 25 июня 2024 года, на момент публикации находилось вблизи Сингапура https://www.vesselfinder.com

Всего за время войны власти США и ЕС ввели санкции в отношении 587 грузовых судов, а также некоторого количество частных яхт, но они останутся за пределами нашего рассмотрения. Санкционные списки формировались в несколько этапов. Первые суда были внесены в них еще в феврале 2022 года, последние — в мае 2025-го. В прессе регулярно появляются сообщения, как идет работа над расширением санкционных списков судов, однако редко рассказывается, что случилось с теми судами, которые в списки уже попали.

Современное судоходство прозрачно. Каждое судно имеет GPS-транспондер. Согласно регламентам, капитан должен с определенной регулярностью связываться с береговыми службами и сообщать о своем положении. Существует несколько публично доступных специализированных онлайн-ресурсов, где можно увидеть текущее расположение, историю действий и планируемый маршрут каждого конкретного судна.  С помощью одного из них, vesselfinder.com, мы попробовали выяснить, что же произошло с тем немалым количеством судов, которые уже внесены в санкционные списки.

Результат, с которым вы можете ознакомится по ссылкам,

Списки санкционных судов

Суда, продолжающие беспрепятственно возить грузы

Суда, о которых нет сведений более двух месяцев

Суда, находящиеся без движения более двух месяцев

удивил даже меня: 462 судна, или 79% всех грузовых судов, внесенных в санкционные списки, продолжают перевозки по своим обычным маршрутам. Они ни от кого не скрываются, не выключают транспондеры и выходят на связь с регулярностью, предусмотренной правилами навигации.

Иными словами, подавляющее большинство судов просто не заметили, что попали в санкционные списки. А особенно удивительно, что часть данных судов обслуживают не только российскую торговлю, но и перевозят грузы между третьими странами. Если бы санкции вызывали сколько-нибудь серьезные дополнительные издержки, то использование подобных кораблей на не связанных с Россией маршрутах было бы неконкурентоспособно.

Следующие 104 судна, или 17,5% от всех грузовых судов, попавших в санкционные списки, выключили транспондер и не выходили на связь более двух месяцев. Крайне маловероятно, чтобы эти суда прекратили свою деятельность: те корабли, об аресте которых мы точно знаем из прессы, или те, что давно стоят в порту, транспондер не выключили и место их нахождения точно известно. 

Резонно предположить, что большая часть выключивших транспондер судов также продолжает перевозить российские грузы, однако возит их в страны, присоединившиеся к санкциям.

Опишу лишь одну из множества существующих схем, ради которых транспондеры выключаются. Танкер А без транспондера везет российскую нефть из Черного моря. Танкер Б выходит из любой страны Персидского залива, по бумагам с грузом нефти, по факту пустой. В районе Северного Кипра танкеры встречаются и переливают в открытом море российскую нефть из танкера А в танкер Б. После этого танкер А порожним возвращается в Россию, а танкер Б спокойно привозит российскую нефть в ЕС. Подобных схем множество, и о них знают все, кто хоть немного потрудился разобраться в ситуации.

И наконец, лишь 21 судно, или 3,5% от попавших под санкции судов, навигацию прекратило (критерий — находятся в портах более двух месяцев). Как минимум 5 из них были арестованы странами западной коалиции. Часть находится в ремонте, одно частично затоплено, как минимум два превращены в плавучие хранилища. Не обо всех судах информацию удалось получить детально, но на конечный результат это не влияет.

Из 587 попавших под санкции судов точно арестовано 5, возможно, причина прекращения навигации еще 5-7 судов как-то связана с санкциями.

Изложенные выше данные доступны в открытых источниках. Их легко проверить. Составить подобный список можно за несколько дней работы рядового аналитика, каковых в распоряжении западной бюрократии многие тысячи. Более того, чтобы понять примерную картину «работают ли санкции в отношении судов», любому разумному человеку достаточно максимум часа. В два клика найти сайт с очень простым интерфейсом и случайным образом проверить несколько бортовых номеров из санкционного списка. Для этого не нужно никаких специальных знаний или компетенций. Это обнаруживается простым проявлением минимального любопытства.

Подобные данные не могут быть секретом для людей, разрабатывающих санкции

С учетом изложенного мне не дают покоя следующие вопросы.

Почему сотни западных чиновников продолжают тратить свое время и внимание на расширение санкционных списков, вместо того чтобы сфокусироваться на обеспечении исполнения хоть чего-нибудь из ранее принятого?

Если можно простым и прозрачным способом увидеть, что попадание судов в подобный список по факту никак на них не влияет на их способности перевозить российские грузы, то почему никто этого ранее не сделал достоянием общественности?

Почему пресса и комментаторы трубят о каждом расширении списка как о чем-то существенном, но полностью игнорируют тот факт, что существенные эти решения в принципе не влекут за собой никаких последствий?

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку