Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Правительство увеличит доплату за покупку российских автомобилей, чтобы сдержать обвал продаж

Правительство поможет семьям купить, а «АвтоВАЗу» – продать машину
Правительство поможет семьям купить, а «АвтоВАЗу» – продать машину Егор Алеев/ТАСС

Власти прислушались к просьбам «АвтоВАЗа» поддержать его в конкуренции с китайцами на стремительно падающем рынке. За пять месяцев продажи новых автомобилей, в частности Lada, в России сократились на 26%, но по итогам года «просадка» может достичь 40% опасается глава Минпромторга Антон Алиханов.

Чтобы этого не допустить, министерство планирует увеличить скидки по программам поддержки спроса в автопроме, заявил Алиханов в Совете Федерации. Цифры и других подробностей он не привел, добавив лишь, что ведомство «полноценно восстанавливает» программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».

Это увеличивает число тех, кто сможет воспользоваться льготными программами приобретения автомобилей. Со второй половины 2024 г. по май 2025 г. они предназначались для многодетных родителей, медиков, работников системы образования, участников войны и членов их семей, инвалидов. Программа «семейный автомобиль» уже расширена в конце мая: теперь она распространяется не только на многодетные семьи, но и те, в которых есть два ребенка. Кроме того, восстановление программы «Первый автомобиль» дает возможность воспользоваться льготой и тем, кто впервые становится владельцем автомобиля.

Пока госпрограммы поддержки спроса дают возможность при покупке отечественного автомобиля получить базовую скидку в 20% от стоимости автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), а для жителей Дальнего Востока – 25%. На последовательные гибриды и электрокары действуют повышенная скидка – 35%. Остальную сумму можно выплатить в кредит со взносом 10% (ставка до 26% годовых). 

В прошлом году за счет различных программ господдержки удалось добиться роста рынка, но в этом году продажи новых автомобилей рухнули. Алиханов объяснил это «влиянием запретительных ставок и ужесточившихся условий автокредитования».

В этом году под условия программ, по сообщению Минпромторга, попадают автомобили с ДВС стоимостью до 2 млн рублей, набирающие не менее 2000 баллов за локализацию, а также электромобили и последовательные гибриды, произведенные в РФ. С января в списке таких автомобилей – Lada, легковые модели УАЗа и ГАЗа, «Москвич 3», а также электромобили липецкого «Моторинвеста» Evolute I-PRO, Evolute I-JET, Evolute I-JOY, Evolute I-VAN, Evolute I-SKY, Voyah Dream, Voyah Free, московский «Москвич 3е», и калининградский Амберавто А5.  

В январе-марте стимулирования спроса обошлось бюджету почти в 11 млрд руб., сообщал Минпромторг: на такую сумму были предоставлены скидки на более чем 36 тыс. автомобилей. Из них 28 тыс. – Lada. Для «АвтоВАЗа» это серьезное подспорье: в последнее время это примерно его месячные продажи. В апреле и мае автоконцерн снизил продажи более, чем на треть по сравнению с прошлым годом до 28 и 25 тыс. машин, соответственно. Дилер «АвтоВАЗа» называет госпрограммы «весомой поддержкой, в которой завод так нуждается».

Президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов винит в трудностях китайские бренды: их продажи тоже падают, и они предоставляют скидки сами, без помощи государства. Размер этих скидок сопоставим со стоимостью Lada Granta в базовой комплектации, – конкурировать с этим «АвтоВАЗ» не может: «Невозможно машину просто дарить», – возмущался Соколов.

Неудивительно, что на этом фоне из списка автомобилей, допущенных к госпрограмме, исключен производимый в Тульской области китайский бренд Haval, занимающий второе место по продажам после Lada, отмечает дилер. При этом цена его самой продаваемой модели Haval Jolion стартует от 1,8 млн руб., и по формальным критериям она соответствует условиям программы. Но Минпромторг в январе не внес его в новый список.

По госпрограмме Haval по-прежнему не купить, подтвердили менеджеры двух салонов бренда, но оба пообещали не менее выгодные, чем по госпрограмме, условия при визите в салон – в том числе кредиты с поддержкой автопроизводителя под 10% годовых или беспроцентную рассрочку на три года при первом взносе за автомобиль в 60%.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку