Власти решили взять деньги на субсидии покупателям отечественных автомобилей у других россиян, которые сами ввозят машины из-за границы. Минпромторг предлагает повысить утилизационный сбор на дорогие автомобили, ввозимые россиянами для собственных нужд, заявил министр Антон Алиханов. Речь идет о повышении сбора на автомобили мощностью от 160 л.с., уточнил министр: «Мы будем распространять на них тоже утилизационный сбор».
Сейчас физлица при ввозе автомобилей для личного пользования платят символический утильсбор в 3,4 тыс. рублей за автомобиль моложе трех лет и 5,2 тыс. за автомобиль старше. Эти платежи не зависят от стоимости машины и мощности двигателя. Для остальных ставки в последнее время выросли примерно вдвое и начинаются от 180 тыс. руб. На мощные автомобили – а 160 л.с., как правило, выдает двигатель объемом от 2 л, сбор составляет 1,875 млн рублей при возрасте до трех лет и 2,8 млн рублей – старше. Такая мощность бывает и у двигателя 1,6 л – машины такой категории попадают под утильсбор в 667 тыс. и 1,174 млн рублей, соответственно. По словам Алиханова, такое решение планируется оформить в ближайшее время, и уже в этом году за счет повышения утильсбора планируется привлечь 40-60 млрд руб.
Из-за падения импорта и продаж автомобилей казна в этом году недосчитается сотен миллиардов рублей, сетовал недавно министр. Чтобы избежать «просадки на 40%» по итогам года Минпромторг обещает увеличить субсидирование скидок на покупку отечественных автомобилей – повышенный сбор даст на это деньги. Пока правительство выделило на этот год для финансирования программ льготного автокредитования и лизинга соответственно 36 и 27 млрд руб., соответственно. По словам Алиханова, эти ресурсы «уже близки к исчерпанию».
Возможность заплатить льготный утильсбор и так ограничена. Власти постоянно закручивают гайки. В 2024 г. правительство ввело ограничение: граждане имеют право ввести по такой ставки не более одного автомобиля в год и не могут продать его ранее чем через 12 месяцев (иначе сбор придется доплатить до полной ставки). Кроме того, если автомобиль ввозится из стран ЕАЭС, то он должен простоять там на учете не менее года перед ввозом в Россию.
Были введены и другие ограничения на уплату льготного утильсбора при ввозе автомобилей из стран союза, в том числе доплаты за разницу со средней таможенной стоимостью, и действующими в России таможенными сборами и тарифами, а также вовсе отменена возможность растаможивать ввезенные через ЕАЭС электромобили – и для физических, и для юридических лиц. После введения этих ограничений, а также двойного повышения утилизационного сбора на иномарки – не менее чем на 70% в 2024 г. и еще на 20% с 1 января 2025 г. «река альтернативного импорта, пополнявшая российский авторынок в 2023 и начале 2024 гг. планомерно превращается в иссыхающий ручеек», писал гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
Этот иссякший было ручеек опять начал наполняться, и Минпромторг давно искал способ ограничить импорт автомобилей физлицами, говорит менеджер крупной дилерской сети, участвовавший в таких обсуждениях. Посредники нашли способ массово ввозить автомобили под заказ из Китая и Южной Кореи с льготным утильсбором, объясняет он. Среди рассматриваемых вариантов, по его словам, была, например, идея запретить перепродавать автомобили в течение трех лет, а также повысить утильсбор на самые дорогие автомобили. «Видимо, пока решили остановиться на компромиссном варианте, но, если что, есть еще гайки, которые можно закрутить», – заключает дилер.