(Добавлены высказывания банкиров во второй части текста)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2 июл (Рейтер) - Инфляция в России замедляется быстрее ожиданий регулятора, и темпы роста ВВП уже меньше, чем в прошлом году, но признаков переохлаждения экономики нет, сказала глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина, добавив, что если они появятся, это позволит быстрее снижать ставку.
ЦБР в июне снизил ставку впервые с 2022 года и предупредил, что дальнейшее ее движение потребует большой осторожности.
Глава Сбербанка Герман Греф считает, что уже есть множество признаков переохлаждения экономики и снижения ставки на 100-200 базисных пунктов будет недостаточно, надо сокращать ее более значительно.
«Действительно, перед нами всеми стоит общая задача достаточно сложная — найти взвешенные решения, чтобы с одной стороны устойчиво снижать инфляцию, с другой стороны - перейти к сбалансированным темпам роста экономики без переохлаждений», - сказала Набиуллина на Финансовом конгрессе.
ЦБР считает, что сейчас наступил переломный момент: после перегрева экономика охлаждается.
«Что является главными такими индикаторами, показывающими, находится экономика в перегреве, или переохлаждении? Это все-таки инфляция и рынок труда», - сказала Набиуллина.
По оценке главы ЦБР, экономика в 2023-2024 годах была в состоянии перегрева, когда ускорялась инфляция, росли дефицит на рынке труда и денежная масса.
«Что бы означало переохлаждение? Переохлаждение означало бы, что у нас инфляция падает ниже цели, что у нас появляется переизбыток рабочей силы, что происходит кредитное сжатие вместе с аномально низкими темпами роста денежной массы», - сказала Набиуллина.
Поэтому переохлаждения экономики РФ сейчас нет.
«Да, мы видим замедление инфляции, замедление, которое происходит быстрее наших ожиданий, но пока эта инфляция выше цели и в годовом выражении, и в текущих темпах», - сказала глава ЦБР.
Острая ситуация рынке труда смягчается, но дефицит рабочей силы остается.
ЦБР также видит существенное замедление роста денежной массы с рекордных «20% плюс» до 12-14%.
«Это не аномально низкие темпы роста денежной массы, которые бы предвещали будущее переохлаждения экономики. Но вы правы - ситуация может меняться быстро, особенно в переломные моменты, поэтому важно смотреть не только на показатели отстающие, но вперед смотрящие», - сказала Набиуллина.
Центробанк смотрит на широкий круг опережающих индикаторов, и пока они сигнализируют о сохраняющейся высокой инвестиционной активности, сказала Набиуллина.
Индикаторы потребительского спроса говорят о его охлаждении. Данные банков и компаний, которые собирает ЦБР, сигнализируют о замедлении роста деловой активности, но с очень высоких темпов, которые были в 2023-2024 годах.
«Если вот эти индикаторы будут сигнализировать о более быстром замедлении экономики, естественно, тогда инфляция будет снижаться ниже цели, и это даст нам пространство для более быстрого снижения ключевой ставки, чем мы, например, прогнозировали», - сказала Набиуллина.
У БАНКОВ СВОИ ПРИЗНАКИ
Сокращение кредитования, крепкий рубль, падение экспорта и дефицит на рынке труда стали большим вызовом для российской экономики, сказал Греф, но статистика Росстата пока рисует более радужную картину: за первый квартал 2025 года произошло ускорение инвестиций почти в два раза.
«Картинка, вроде бы, такая, позитивная. Но если заглянуть внутрь этих цифр, то можно увидеть, что практически весь прирост инвестиций во втором квартале - это две отрасли. Это прочие транспортные средства - там инвестиции выросли на 220% - и химическое производство - 84,5%», - сказал Греф.
Без учета этих цифр экономика в части инвестиций выросла на 2,8% - в разы меньше, чем в соответствующие периоды прошлого года.
План финансирования инвестиционных сделок у Сбера впервые за первые шесть месяцев года равен нулю, банк только дофинансировал уже начатые проекты, сказал Греф.
Отсутствие заявок на инвестиционные кредиты, по его словам, говорит о том, что предприятия отложили инвестиционные планы и ждут, когда ситуация стабилизируется. Но через два-три года экономика почувствует на себе результат переноса инвестиционных планов компаний.
«Очень важно не передержать высокие реальные ставки», - сказал Греф.
Глава Газпромнефти Александр Дюков согласился, что в нефтесервисной отрасли наблюдается серьезный провал инвестиций и если ситуация не изменится, через 3–5 лет отрасль может столкнуться с технологическим откатом. Но сама Газпромнефть планирует увеличить инвестиции в добычу, переработку и технологии, несмотря на высокие ставки, крепкий рубль и рост налогов.
«Инвестиционные планы не претерпели изменений. Более того, мы наращиваем объемы инвестиций», - сказал Дюков.
Он воздержался от критики политики ЦБР и высоких ставок, отметив, что всю картину в экономике видит только регулятор.
Поддержал политику Центробанка Андрей Костин, глава госбанка ВТБ:
«Нынешний наш председатель - один из самых опытных, я бы сказал, лучший председатель ЦБ в мире, поэтому делает ЦБ все правильно».
Костин напомнил, что текущие проблемы с инфляцией возникли из-за высоких военных расходов. Об этом говорил и президент РФ Владимир Путин, обещая
сокращать траты казны на оборону
.
«Причиной инфляции у нас являются большие военные расходы. И я вообще предлагаю всегда все-таки оценивать нынешнюю ситуацию исходя из той особой ситуации, в которой оказалась страна. Это большие военные расходы, которые, помимо того, что они вообще большие, являются частью государственных расходов и стимулируют развитие определенных отраслей экономики», - сказал глава ВТБ.
«Вторая причина, конечно, которую нельзя не учитывать в современной нашей жизни - это, конечно, огромное количество санкций... они многие процессы делают более дорогими, более сложными», - добавил он.
Адаптация экономики России к внешним ограничениям завершилась, и сегодня на повестку выходят новые структурные сдвиги - прежде всего технологические, сказала Набиуллина:
«У нас впереди очень неспокойные времена. Но я уверена, что это - и новые возможности для развития, роста производительности труда в условиях дорогой рабочей силы».
Низкая производительность труда остаётся одной из главных проблем, сказал Греф. Пока она растёт только на 1% в год, одновременно снижается численность экономически активного населения.
«Поэтому никакого другого выбора, кроме как повышать производительность труда, сегодня нет. И технологии, в том числе искусственного интеллекта, тоже не панацея от всех проблем, ведь, к сожалению, многие российские предприятия сегодня очень далеки от внедрения этой технологии, в том числе в силу неэффективного управления», - сказал Греф.
Костин призвал закрывать неэффективные производства. (Елена Фабричная. Редактор Дмитрий Антонов)