Елена Фабричная
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 июл (Рейтер) - Госбанк ВТБ ожидает ослабления курса рубля во второй половине текущего года на фоне сокращения предложения валюты от экспортеров и от ЦБР в рамках операций по бюджетному правилу, сказал первый заместитель президента - председателя правления, финансовый директор банка Дмитрий Пьянов.
Он также сказал, что ВТБ будет стараться производить ежегодные выплаты дивидендов в размере 50% чистой прибыли по МСФО, если ему не помешает контрдивидендный фактор в виде регуляторных требований к банковскому капиталу.
Ниже следуют развернутые высказывания Пьянова в интервью Рейтер:
О ПЛАВАЮЩЕМ КУРСЕ РУБЛЯ ТОЛЬКО В ОДНУ СТОРОНУ:
Вспомните, пожалуйста, дискуссии на ПМЭФ о том, что рубль переукрепился. Тогда глава департамента ДКП Банка России Андрей Ганган упоминал, что «курс у нас плавающий, то, где он встал, - это его объективная реальность». А я немного дополняю его – как курс начинает ослабляться, ЦБ делает продажи. Поэтому я это называю «рубль плавающий, но только в одну сторону». Строго говоря, это один из моих персональных уроков 2024-2025 годов, что крепкий рубль имеет дезинфляционный эффект.
Соответственно, на рубль в рамках сжатия валютного рынка после 2022 года огромное влияние оказывает продажа валюты по бюджетному правилу.
ВЫ ПРЕДЛАГАЕТЕ ЦБ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПРОДАЖИ ВАЛЮТЫ СЕЙЧАС?
Нет, просто в период высокой инфляции рубль будет «плыть» в одном направлении. Это нужно учитывать всем. Нужно всем экономическим агентам учитывать эту однонаправленность плавания рубля с большой вероятностью при повторении этой ситуации.
МОЖЕТ, ПРОСТО РУБЛЬ ЕЩЕ НЕ УКРЕПИЛСЯ НАСТОЛЬКО, ЧТОБЫ СОЗДАВАТЬ УГРОЗУ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ, ЧТОБЫ ЦБ ОТМЕНЯЛ ПРОДАЖИ ВАЛЮТЫ?
Не знаю. Я думаю, что он находится сейчас на максимальных значениях и дальше сильно уже не вырастет.
ВЫ ЖДЕТЕ ЕГО ОСЛАБЛЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ГОДА?
Да, мы тоже это ждем. Около 90 рублей за доллар прогнозируем к концу 2025 года.
ЧТО СТАНЕТ ТРИГГЕРОМ?
Триггером станет уменьшение продаж валюты в рамках операций по бюджетному правилу. Плюс мы рано или поздно увидим негативное влияние на экспортеров от цен экспортных товаров, которые снижаются.
В КАКОМ СОСТОЯНИИ БАНКОВСКИЙ СЕКТОР, ПОЯВЯТСЯ ЛИ КАНДИДАТЫ НА САНАЦИЮ?
В банковском секторе – маловероятно. Почему? Что может подорвать финансовую устойчивость банка? Это дефолт корпоративных клиентов, ведь проблемная розница вряд ли нанесет значительный ущерб. То есть это должно быть крупное концентрирование дефолтов или дефолта. Мы сейчас, по моему мнению, самую сложную фазу для корпоративных клиентов проходим. Будет снижение дальнейшее ключевой ставки и это даст облегчение процентной нагрузки для корпоратов. Крупные корпоративные клиенты чувствуют себя легче, они сконцентрированы в балансах банков, поэтому кредитный риск маловероятен.
Второе, - это какие-то просчеты других видов риска. У банков нет сейчас никаких амбиций, например, по валютному риску. То есть, активы и пассивы девалютизированы. Одна из проблем слабой валюты и сильного рубля - никому не нужна валюта, ни на пассивной стороне, ни на активной стороне. Был всплеск активности по кредитованию в юане, но это очень маленький объем. А на пассивной стороне - только выезжающим за рубеж может она нужна, потому что все, кто хотел купить какие-то зарубежные активы, - уже купили и обожглись, так как есть риски блокировки средств в зарубежной инфраструктуре. Поэтому валютный риск сюда не относится.
Далее - фондовый риск, рыночный риск. Снижение ключевой ставки будет дополнительным ветром в паруса фондового рынка. Убыточных банков из крупных игроков, которые проедают свой капитал, я тоже не могу назвать. Все системно значимые - прибыльные. В этой ситуации запас капитала по-разному распределен, но в целом по сектору он достаточно большой. Банки прошли уже много кризисов. И менеджерские команды банков - все проверены боевыми действиями. И в этой ситуации я не вижу ни одного кандидата на санацию.
О ПОВЫШЕНИИ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЙ НАДБАВКИ:
Какое мое отношение к этому? Я сейчас формулирую свою позицию во многом исходя из государственных интересов, а не из банковских. У меня есть глубокая убежденность, что те темпы прироста кредитного портфеля, которые мы наблюдали в 2023 году и в 2024 году, являются несовместимыми с целью по инфляции.
И вы тоже, наверное, обращаете внимание, какую роль примерно с конца прошлого года начали играть темпы роста денежной массы. Кредитование напрямую влияет на природу денежной массы. Соответственно, 20,6% и более 16% по приросту кредитного портфеля не совместимы с 4-процентной целью по инфляции.
Способ удерживать на нейтральном уровне ставку и инфляцию на цели - это ограничивать прирост кредитного портфеля в кредитных организациях. Поэтому я считаю, что начиная с 2025 года прирост кредитного портфеля станет однозначным в процентах, вместо двузначных, то есть, до 10%. И таким же - до 10% – будет прирост кредитного портфеля в рознице, регулятор будет поддерживать такие темпы роста в последующие годы для долгого периода удержания инфляции на цели.
Каким способом центральный банк может снизить темпы прироста кредитования при снижающейся ставке? Только увеличивая требования по достаточности капитала. Поэтому, по сути, как только вот это негативное влияние кредита на инфляцию было распознано, сразу включились ранее неиспользованные инструменты. Это антициклическая надбавка, которая раньше долгое время был нулевой. И сейчас четко сказано, что несмотря на два шага по 25 базисных пунктов, которые произошли, целевая антициклическая надбавка будет 1 процентный пункт.
Естественно, ее целесообразно применять в том периоде, когда низкая ставка вроде бы мотивирует кредитный спрос, а его нельзя отпускать. Я четко закладываюсь на то, что достижение 1% значения антициклической надбавки будет в периоде снижения ключевой ставки для дополнительного ограничения роста кредитного портфеля для удержания таргета. Если мы ошибемся, это будет ошибка нам в плюс. А если мы не дозаложимся, это будет ошибка нам в минус. Поэтому я тоже могу ошибаться, как со ставкой, но подходя консервативно и с точки зрения правильного момента, я бы с точки зрения регулятора делал бы это в 2026-27 годах.
СТАНУТ ЛИ ВЫПЛАТЫ ДИВИДЕНДОВ У ВТБ ЕЖЕГОДНЫМИ ДО 2028 ГОДА, КАК ЗАЛОЖЕНО В РАСПОРЯЖЕНИИ О ФИНАНСИРОВАНИИ ОСК?
Это распоряжение можно трактовать как продивидендный фактор. Я готов вам перечислить все продивидендные и контрдивидендные факторы, по которым можно составить матрицу. Первый – это распоряжение по ОСК. Основным источником станут потенциальные дивиденды.
Второе - банк BTБ является главным профитером от снижения ключевой ставки. Мы страдаем больше всех в период ее повышения и будем позитивный процентный риск реализовывать при снижении процентной ставки. Один процентный пункт снижения ставки дает нам 20 миллиардов рублей чистой прибыли. Дальше. 21% ключевая ставка у нас была долгий период времени. Нейтральная ставка - 8-9%. Да, мы не достигнем ее быстро. Но, вычтем: 21% минус 9% получается 13, если умножить на 20, получается 260 миллиардов рублей. Вот по сути в периодах 2026-27 годов скрыты наши дополнительные 260 миллиардов прибыли.
Третий момент - низкий рост кредитного портфеля, а такие темпы прироста мы можем показывать с нулевым приростом АВР – активов, взвешенных с учетом риска, это означает гораздо меньшую утилизацию капитала на рост, чем в предыдущий период. Это оставляет вместе с пунктом про экстраординарный доход от снижения ставки больше капитала внутри банка.
Четвертый фактор – внутреннее понимание менеджмента о том, что сохранение акционерной стоимости на российском рынке и ее увеличение для инвесторов возможно только при выплате дивидендов. Сейчас, когда структура фондового рынка поменялась, с такой доминантой розничного инвестора, все хотят дивиденды.
Контрдивидендные факторы – это регуляторика, то есть повышенное отчисление, даже при слабом росте или отсутствии роста активов каждый год будет требоваться большее отчисление капитала из-за увеличившихся надбавок, старых базельских и новых антициклических, дифференцированных надбавок за системную значимость. Вся эта история является контрдивидендным фактором, потому что банки не могут предлагать дивиденды, если это приведет к нарушению нормативов достаточности капитала.
Что будет происходить в 2026 году за 2025 год - мы расскажем традиционно в конце февраля 2026 года, когда будем представлять годовой отчет.
О ДОПЭМИССИИ:
Она точно будет меньше 100 миллиардов рублей. По нашей допэмиссии тайминг такой: конец июля – фиксация количества акций в штуках для допэмиссии, конец сентября – это определение цены размещения допэмиссии.
О ЯКОРНЫХ ИНВЕСТОРАХ:
Нашли нескольких. Возможно, инвестор будет не один. Они не связаны с государством. Это не иностранные компании, а российские частные институциональные инвесторы.
О ПЕРЕДАЧЕ «ПРЕФОВ» ВТБ РОСИМУЩЕСТВУ ОТ АСВ:
Передача пакета - в процессе. Передача должна быть завершена до даты дивидендной отсечки - 11 июля. Сейчас идет перерегистрация этих акций. Основная цель такой перерегистрации - упрощение дальнейших действий с государственной долей в дивидендах.
А ПОТОМ ВЫ БУДЕТЕ ОПТИМИЗИРОВАТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЛАДЕНИЕ В ВТБ И ВВЕДЕНИЕ ЗОЛОТОЙ АКЦИИ?
Нет. У нас нет пока никаких планов по золотой акции в отношении банка ВТБ.
ПЛАНИРУЕТ ЛИ ВТБ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ПЛАНКИ ДИВИДЕНДОВ 50% ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ?
Мы будем всячески стараться. Но, кстати, обратите внимание: когда было 50%, мы прибыль никак не корректировали. Многие корректируют – на выплаченные суммы по субордам, долю миноритариев, и так далее. Мы не корректировали - хотели структурировать размер дивидендов максимально прозрачно для простого розничного инвестора. Берешь строчку «чистая прибыль по МСФО», умножаешь на 50%, и вот тебе размер дивидендов. Да, тебе нужно еще выполнять новый шаг - распределить это на обычные акции и на префы, там есть простая формула.
Этот алгоритм для нас является целевым, а отклонение от него возможно только, если сработают контрдивидендные факторы по регуляторике. Это единственное основание, почему мы в будущем можем отклониться от этого алгоритма.
КАКИЕ ДАТЫ ДЛЯ ВАС НАИБОЛЕЕ КРИТИЧНЫ ПО ДОСТАТОЧНОСТИ КАПИТАЛА?
Самый сложный месяц - это август. Потому что допэмиссия еще не будет зарегистрирована. Она будет в сентябре, а дивидендные выплаты уже будут выплачиваться. Поэтому самый сложный - это август.
ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КРЕДИТОВАНИЯ У ГОСКОМПАНИЙ:
Мы не являемся субъектами подобных директив, то есть банку ВТБ не предписывали. Но, как я написал в статье «Ведомостей», для борьбы с инфляцией все средства хороши, включая ограничения на кредитование. (Редактор Дмитрий Антонов)