Правительственная комиссия по законопроектной деятельности поддержала поправки, которые дают возможность аннулировать опционы на обратный выкуп своего бизнеса для ушедших из России иностранных компаний, сообщают «Ведомости» со ссылкой на источники, знакомые с обсуждением и близкие к правительству.
По словам собеседников издания, новые правила коснутся иностранцев, которые продали свои акции российскому менеджменту, оставив за собой право — через опцион — выкупить доли обратно. Согласно законопроекту, теперь новый российский собственник сможет обратиться в суд, чтобы лишить иностранных инвесторов этих прав.
Новое регулирование, как следует из проекта поправок, преимущественно затронет компании потребительского сектора — предприятия общепита, производителей продуктов питания и торговые сети. В остальных случаях подход будет индивидуальным — условия возврата будут устанавливаться отдельным указом президента.
Инициатива запрета на возвращение иностранных брендов на российский рынок была пролоббирована владельцами сети «Вкусно — и точка», которые управляют бывшими ресторанами McDonald’s. Об этом в июне сообщала The Financial Times. В подготовке законопроекта, по данным издания, лично участвовал президент Владимир Путин. Гендиректор «Вкусно — и точка» Олег Пароев публично просил власти не допустить возвращения иностранных компаний и предупредил Путина о рисках для его бизнеса в случае возможного возврата американского McDonald’s, который мог бы воспользоваться правом обратного выкупа.
По оценкам экспертов, минимум каждая пятая сделка, заключённая при уходе иностранных компаний из России, включала условие обратного выкупа — бесплатного опциона, дающего право через несколько лет выкупить бизнес обратно у новых владельцев. Такие условия, в частности, фигурировали в сделках McDonald’s и Renault. В конце мая Владимир Путин заверил руководство «Вкусно — и точка» и других компаний, что уже поручил правительству найти способ аннулировать такие опционы.
Бывший высокопоставленный российский чиновник заявил: «Многие люди научились зарабатывать на этом большие деньги… Это мощная мотивация для сохранения статус-кво». В розничной торговле, общепите и гостиничном бизнесе после ухода транснациональных компаний начался стремительный рост доходов у российских игроков. Так, у «Вкусно — и точка» выручка в 2024 году выросла на 20% в годовом выражении и составила 187 млрд рублей. Для сравнения, в 2021 году (ещё при McDonald’s) выручка составляла 75 млрд рублей.