В России могут начать массово останавливаться предприятия лесопромышленного комплекса из-за прекращения экспорта в Европу и укрепления рубля. Об этом в письме министру промышленности и торговли Антону Алиханову сообщила Российская ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. В документе, с которым ознакомился «Коммерсант», отмечается, что отрасль переживает один из самых напряженных периодов в современной истории. Так, в 2024 году общие объемы заготовки лесосырья сократились по сравнению с довоенным 2021-м на 13%, варка целлюлозы — на 3%, производство пиломатериалов — на 11%, а фанеры — на 23%.
После закрытия европейского рынка первыми с кризисными явлениями столкнулись предприятия, занятые механической обработкой. Еще в 2023–2024 годах такие компании, как Segezha Group и УЛК, были вынуждены реструктурировать кредиты на фоне падения объемов производства, низких цен и высоких издержек. В этом году ситуация ухудшилась в целлюлозно-бумажной промышленности, которая ориентирована на экспорт. По компаниям ударило укрепление рубля к доллару на 22% с начала года, а также высокая ключевая ставка Центробанка и увеличение налога на прибыль с 20 до 25%.
Помимо этого, представители отрасли отмечают сокращение спроса на внутреннем рынке, падение цен и сложности работы в Китае, где на фоне торговой войны с США снижается бизнес-активность и сохраняется стагнация в строительном секторе. В результате предприятия лесопромышленного комплекса становятся убыточными и теряют конкурентоспособность. Чтобы не допустить остановки предприятий, представители компаний предложили сформировать на площадке Минпромторга оперативный штаб по мониторингу ситуации и выработке шагов по нормализации состояния отрасли.
Ситуация тяжелая, подтвердил гендиректор УЛК Владимир Буторин. «Сбыта на такую продукцию, как пеллеты, балансы и щепа, нет. На пиломатериалы цены постоянно снижаются», — отметил он. В Segezha Group добавили, что на лесопромышленных компаниях негативно сказываются «сложности с экспортом, проблемы в строительной отрасли, снижение спроса, рост логистических тарифов, снижение операционной эффективности активов».
«Крепкий рубль бьет по экспорту, снижая привлекательность поставок и увеличивая стоимость продукции на внешних рынках. Это же стимулирует рост потока импортных товаров, создающих проблему реализации на внутреннем рынке для национальных производителей», — говорит глава Центра системных решений Денис Кондратьев. По его словам, без протекционистской политики государства не обойтись — чтобы помочь российским компаниям, властям потребуется закрыть доступ импортной продукции на внутренний рынок.