Миллиардер Алексей Мордашов, председатель совета директоров «Северстали» и второй номер российского списка Forbes с состоянием $28,6 млрд, заявил о рисках чрезмерной концентрации экономической власти в руках крупных бизнес-групп, пишет «РИА Новости». По его словам, Россия уже столкнулась с явлением, схожим с южнокорейской «чеболизацией».
Термин «чеболь» (chaebol) применяется в отношении крупных южнокорейских конгломератов — таких как Samsung, Hyundai и LG, — которые объединяют ресурсы в разных отраслях и играют доминирующую роль в экономике. Мордашов отметил: «Если вы спрашиваете о том, происходит ли у нас чеболизация — я с вами согласен. Она у нас произошла, похоже. У нас есть явное доминирование больших корпораций, а доля малого и среднего бизнеса явно недостаточна». Бизнес Мордашова может быть примером такого конгломерата в России. Он контролирует не только «Северсталь», но и таких гигантов индустрии, как шинный холдинг ГК «Кордиант», группу «Силовые машины», золотодобывающую компанию Nord Gold и лесопромышленный холдинг «Свеза».
Ранее похожий сценарий развития событий предполагал первый замглавы Минпромторга РФ Василий Осьмаков. Он заявил, что Россия действительно движется к модели чеболей, чему способствовали санкции. Мордашов напомнил, что в Южной Корее именно через «чеболизацию» страна смогла совершить экономический рывок. Однако впоследствии эта модель подорвала конкуренцию, привела к дисбалансам в экономике, а также породила коррупционные скандалы. В этом случае владелец Северстали также может быть примером таких злоупотреблений. Компании, связанные с ним, мелькали в расследованиях ФБК и могли участвовать в финансировании «Дворца для Путина» в Прасковеевке.
Мордашов, несмотря на недовольство экономическим путем России, возглавил рейтинг журнала Forbes по объёму полученных дивидендов. Он получил порядка 202 млрд рублей и забрал больше 10% от выплат всех олигархов этого рейтинга.