Председатель Госдумы Вячеслав Володин выступил с инициативой обсудить возможность отмены домашних заданий для школьников. По его словам, большинство депутатов убеждены, что дети сегодня перегружены — в среднем они проводят за учебой 8–10 часов в день. «Предлагаю обсудить тему, которая все чаще звучит среди родителей и в профессиональном сообществе — отмена домашних заданий», — написал Володин в своем телеграм-канале.
Он отметил, что проблему усиливает появление новых технологий: искусственный интеллект и интернет позволяют формально выполнять задания, находя готовые ответы. По мнению спикера, домашние задания должны быть не формальной нагрузкой, а инструментом развития — носить исследовательский или творческий характер, помогать глубже изучать темы и формировать критическое мышление.
Володин напомнил, что ранее уже поднимал тему чрезмерной нагрузки. Тогда его пост собрал около 10 тысяч комментариев, и более половины откликов подтвердили, что школьники действительно перегружены. Депутаты направили запрос в правительство, однако, по словам Володина, конкретных решений пока не принято. «Планируем в следующем месяце вернуться к вопросу чрезмерной нагрузки на школьников», — пояснил председатель Думы.
Идея снизить нагрузку на школьников обсуждается в Госдуме не впервые. В конце 2024 года первый зампред комитета по просвещению Яна Лантратова предложила сократить количество уроков в день, оптимизировать учебные планы с учетом возраста и здоровья детей, а также пересмотреть подход к домашним заданиям — сделать их направленными на закрепление материала, а не на механическое выполнение большого объема работы.
В июне этого года министр просвещения Сергей Кравцов сообщил, что с сентября в России начнут действовать единые нормативы учебной нагрузки. Новый приказ, по словам главы ведомства, определяет, сколько часов отводится на изучение каждого предмета, а также нормирует количество контрольных, проверочных и домашних заданий. По словам министра, цель реформы — сократить объем домашних заданий и сбалансировать учебный процесс.