Ранее Соединенные Штаты неоднократно призывали Евросоюз использовать замороженные валютные резервы России для помощи Киеву. Но позиция изменилась после появления в Вашингтоне идеи самостоятельно заработать на них в ходе послевоенного восстановления Украины. И теперь администрация Дональда Трампа выступает против направления активов на репарационный кредит.
В общении с рядом стран ЕС представители США настаивали на необходимости заблокировать план Еврокомиссии по использованию российских резервов для обеспечения репарационного кредита Украине, рассказали Bloomberg несколько европейских дипломатов, знакомых с ситуацией. По утверждению американских чиновников, эти активы необходимы для обеспечения мирного соглашения между воюющими сторонами и не должны использоваться для продления войны.
Собственный план США, который по согласованию с путинским посланцем Кириллом Дмитриевым составил спецпредставитель Трампа Стив Уиткофф, предусматривал использование 100 млрд евро замороженных в ЕС резервов для послевоенного восстановления Украины под контролем США. При этом Вашингтон получал бы 50% прибыли от таких операций. Хотя первоначальный план из 28 пунктов был сокращен и изменен, вопрос об активах остается одним из главных камней преткновения, наряду со статусом украинских территорий и предоставлением Киеву надежных гарантий безопасности, рассказали некоторые источники Bloomberg.
В Вашингтоне еще летом задумали вернуть России ее замороженные активы после подписания сделки по Украине и окончания войны, сообщило на днях Politico со ссылкой на два осведомленных источника. По их словам, тогда американские чиновники сообщили об этом посланнику Евросоюза по вопросам санкций Дэвиду О’Салливану во время его визита в Вашингтон.
ЕК в среду обнародовала план поддержки Украины, предложив два варианта. Главный, который поддерживает большинство стран ЕС, предусматривает формирование финансового пакета на 210 млрд евро за счет российских активов, заблокированных в бельгийском депозитарии Euroclear, а также в других странах ЕС. Согласно предложению ЕК, эта схема будет реализована по законодательству о чрезвычайных ситуациях, поэтому не потребует согласия всех членов ЕС и может быть утверждена квалифицированным большинством голосов. Второй вариант предполагает привлечение Евросоюзом заемных средств в размере 90 млрд евро для выдачи кредита Киеву.
Лидеры ЕС настаивают, что вопрос о российских активах является чисто европейским. «Нет никакой возможности оставить США те деньги, что мы мобилизуем», — заявил в четверг канцлер Германии Фридрих Мерц:
Американское правительство об этом знает, такова же и позиция немецкого правительства на переговорах. Таков и общеевропейский консенсус. По этому вопросу нет абсолютно никаких разногласий. Эти деньги должны пойти в Украину — они должны помочь Украине.
Мерц в пятницу должен встретиться в Брюсселе с премьер-министром Бельгии Бартом Де Вевером и председателем ЕК Урсулой фон дер Ляйен; для этого он даже изменил график своего государственного визита в Норвегию.
Де Вевер выступает против изъятия резервов из Euroclear из-за финансовых и юридических рисков. Он также сообщил в понедельник, что Россия угрожала Бельгии и ему лично, если эти средства будут переданы Украине.
Мерц заявил накануне встречи с Де Вевером: «Я хочу не уговаривать его, а, скорее, убедить. Если мы пойдем по этому пути, то сделаем это ради помощи Украине, возможно, в течение ближайших двух-трех лет».
Европейцам необходимо договориться по репарационному кредиту к саммиту лидеров ЕС 18 декабря. «Это гонка наперегонки со временем, — сказал Financial Times источник в немецком правительстве. Другой добавил: «Мерц считает, что именно на его плечах лежит ответственность за то, чтобы довести дело до конца».
Норберт Рёттген, высокопоставленный депутат из правящей партии Мерца Христианско-демократический союз, назвал решение об использовании российских активов в качестве репарационного кредита Украине «моментом истины для Европы»:
Если мы не можем этого сделать, то какая может идти речь о суверенитете Европы и всех этих разговорах о стратегической автономии?