Доля рубля в оплате российского экспорта в июне достигла рекордных 55,5%, отчитался Центробанк. Впервые по итогам квартала доля рубля в расчетах за экспорт превысила половину и составила 53,3%. До начала войны она составляла 14-15%.
Добавка примерно в 40% возникла из-за необходимости обходить санкции. Расчеты усложнились, США грозят вторичными санкциями банкам стран, которые помогают России в этом, и переход на национальные валюты — вынужденная мера. Расчеты в них менее заметны для западных регуляторов.
Для обслуживания российской внешней торговли пришлось выстроить отдельную инфраструктуру, фактически — альтернативную систему международных расчетов. Как они устроены, описывал руководитель аналитического центра CASE Дмитрий Некрасов. Она работает в двух параллельных контуров: внутри российских банков перечисляются рубли, а в иностранных — юани или другие валюты. Там, где удается, эти потоки «замыкаются»: рубли, полученные от российских импортеров, идут на оплату российского экспорта.
По оценке ЦБ, экспорт в июне составил $32,8 млрд, во втором квартале $100 млрд, а за полугодие $196,1 млрд. Доля рубля в расчетах в первом квартале была 46,5%. Таким образом, примерно 40% теневых расчетов в рублях за российские товары и услуги могли составить около $13 млрд за месяц, $40 млрд за II квартал, а треть таких платежей в первом квартале составляют $31 млрд. Итого получается $71 млрд за полгода.
Результатом перехода на теневые схемы и увеличение доли формально рублевых расчетов стало сжатие внутреннего валютного рынка. По данным ЦБ, в мае–июне чистые продажи валютной выручки 29 крупнейшими экспортерами составляли $7,3-8,1 млрд в месяц. Это минимальные значения за два года (за исключением $8 млрд в ноябре 2024 г., когда санкции на Газпромбанк парализовали поступление экспортной выручки) — при том, что экспортеры в этом году продают почти валютную выручку. Аналитики Райффайзенбанка связывают снижение продаж экспортной выручки с ростом доли рубля в расчетах. Это позволило обнулить норматив обязательной продажи валютной выручки крупнейшими экспортерами, отмечает экономист Дмитрий Полевой.
Основная часть расчетов теперь проводится в рублях во «внутреннем контуре» и в валюте во «внешнем». Зато чиновники во главе с Владимиром Путиным могут гордиться тем, что Россия смогла обойтись без долларов и евро и перевести торговлю в национальные валюты.
Доля рубля увеличилась главным образом за счет снижения доли валют «дружественных» стран: она в июне впервые за два года опустилась ниже 30% (29,9%). До войны она составляла около 2%. На валюты «недружественных» стран пришлось 14,6%.
В расчетах за импорт доля рубля больше половины с декабря 2024 г., во II квартале она составила рекордные 54,6%. Аналитики Райффайзенбанка называют это важной причиной сокращения спроса на валюту.