Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Это нехорошо». Трамп обвинил Байдена и Обаму в возникновении альянса России и Китая

Сергей Гунеев, РИА «Новости» / kremlin.ru

Дональд Трамп не раз обвинял Джо Байдена в том, что тот позволил Владимиру Путину развязать войну в Украине (российский лидер на Аляске постарался ублажить эго Трампа и в этом вопросе). Но, по мнению Трампа, Байден, а также Барак Обама виноваты в том числе и в сближении России с Китаем.

«Итак, Байден сделал то, что казалось немыслимым. Он довел до этого — и Обама тоже. Я это остановил», – сказал Трамп после встречи с Путиным в интервью Fox News. Так он ответил на вопрос ведущего Шона Хэннети: «Хорошо, вы перерезаете… основной источник дохода России, энергоресурсы… Другой крупный импортер (помимо ЕС и Индии – The Moscow Times) — Китай. Насколько я понимаю, у вас были разговоры с председателем Си [Цзиньпином]. Были ли какие-то разговоры о России и Украине?».

В своем ответе Трамп, как у него часто бывает, использовал смыслово не законченные предложения, из-за чего сложно бывает понять, что именно он имел в виду. «Он [Байден] сделал то, что казалось немыслимым. Он свел Китай и Россию вместе. Это нехорошо, – продолжил Трамп, видимо, описывая сближение России и Китая после того, как западные страны ввели жесткие экономические санкции против России в ответ на ее агрессию в Украине. – Если вы хоть немного изучали историю, это то, чего не следовало допускать, потому что, в сущности, они естественные соперники. У России колоссальные территории. У Китая — колоссальное население. И Китаю нужна российская земля. Но из-за чистой глупости их свели вместе».

После долгих рассуждений ни о чем Трамп все-таки приблизился к ответу на вопрос Хэннети: «после того, что случилось сегодня», то есть встречи с Путиным, «думаю, я не должен думать об этом», то есть о повышении пошлин для Китая в наказание за покупку российской нефти:

Возможно, мне придется подумать об этом через две, или три недели, или около того, но сейчас нам не нужно об этом думать. Я думаю, вы знаете, встреча [с Путиным] прошла очень хорошо.

Ранее Трамп неоднократно заявлял, что у него украли победу на выборах в 2020 году (он и в разговоре с Хэннети назвал это «трагедией») и, будь он президентом США, войны в Украине бы не случилось. Путин во время встречи постарался укрепить его в этой мысли, объяснив, что тот проиграл выборы, так как они были сфальсифицированы во время голосования по почте. Об этом Трамп рассказал Fox News. Путин же на пресс-конференции после встречи на Аляске заявил, что в 2022 году пытался убедить «своего прежнего американского коллегу»: «Не нужно доводить до ситуации, после наступления которой могут наступить тяжелые последствия в виде боевых действий».

«Сегодня мы слышим, что президент Трамп говорит: "Если бы я был президентом, то войны бы не было". Я думаю, что так бы на самом деле и случилось», – заявил Путин.

Что касается сближения с Китаем, то Путин заговорил о «повороте на Восток» задолго до Байдена и еще даже до первого срока Трампа, когда пошел на обострения со странами Запада после своей речи на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году, вторжения в Грузию в 2008-м и особенно после аннексии Крыма в 2014-м. Обама в 2009 году, когда Дмитрий Медведев подменял Путина в качестве президента России, пытался устроить «перезагрузку» отношений с ней. Но эти усилия окончательно пошли прахом после возвращения Путина в Кремль в 2012 году.

Попытку Трампа сблизиться с Россией после возвращения в Белый дом некоторые эксперты, в том числе в Китае, охарактеризовали как стратегию «Никсон наоборот» (или «Киссинджер наоборот»). Идея заключается в том, чтобы ослабить Китай, «оторвав» от него Россию, – по аналогии с решением президента США Ричарда Никсона и его госсекретаря Генри Киссинджера в начале 1970-х гг. восстановить отношения с КНР, чтобы оказать давление на их общего соперника – СССР.

США и Китай будут делить Россию на зоны влияния уже после Трампа и Путина, считает украинский политолог и социолог Виктор Небоженко: «Ослабленная войной, она будет крупной добычей для каждой из настоящих сверхдержав новейшего времени, а ее раздел — одним из условий двухполюсного мира. При наступлении новой, американо-китайской версии глобализма, агрессивная по сути Россия не будет нужна ни США, ни Китаю».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку