Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Один из крупнейших зерновых портов России оказался парализован из-за новых требований Путина по досмотру судов

Работа порта Кавказ на Черном море, одного из крупнейших зерновых портов России, через который в прошлом году было вывезено около четверти всего морского экспорта пшеницы, оказалась практически парализована из-за новых правил досмотра судов, которые своим указом ввел президент Владимир Путин.

Согласно указу, с 21 июля следующие из иностранных портов суда могут заходить в российские порты только с разрешения ФСБ. Суда проверяются на рейде и в терминалах погрузки, а иностранные — обследуются водолазами.

Ужесточение досмотра обрушило экспорт зерна из порта Кавказ и создало очереди из десятков судов, которые более месяца ждут проверки, рассказали Reuters экспортеры.

«В начале прошлой недели больше 120 судов стояло в ожидании прохода. Терминалы засыпались зерном и фактически остановили приемку зерна», — сказал один из источников агентства.

По словам другого собеседника Reuters, с начала августа через порт Кавказ было отгружено порядка 350 тысяч тонн зерна. Это кратно меньше обычных объемов отгрузки через этот порт, которые в летние и осенние месяцы составляют 1,5-2 млн тонн. В частности, в августе прошлого года они составили 1,492 миллиона тонн.

В общей сложности через порт Кавказ, который находится в северной части Керченского пролива и принимает суда, приходящие по Дону из ростовских портов, зерновые компании вывезли за рубеж в прошлом году 10,24 млн тонн зерна, или 23% российского экспорта. Порт играет важную роль в экспорте в страны Средиземного и Черного моря, в частности, в Турцию.

Но в этом году экспорт двигается очень медленно, еще и в зависимости от погоды, рассказывает источник Reuters: «При текущей ситуации с проверками теплоходов, на рейде можно простоять до полутора месяцев». Сейчас погрузка происходит на суда, которые должны были грузиться еще в середине июля, сетуют собеседники агентства.

По словам экспортеров, в ключевом для российского зернового экспорта Новороссийске ситуация выглядит менее проблематично, как и на заметно нарастившем объемы балтийском направлении.

По данным «Русагротранса», в июле–августе экспорт российской пшеницы сократился более чем на 35% год к году, 5,33 млн тонн. Экспорт остается невыгодным из-за высокой стоимости страхования судов, действующей системы пошлин и низких цен на мировых рынках, пояснил «Коммерсанту» источник на агрорынке. Кроме того, сказались и логистические ограничения в портах на юге страны, добавляет он.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку