Российское правительство планирует отказаться от дальнейшего углубления Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК), который, в частности, используется для торговли с Ираном, рассказал «Коммерсанту» осведомленный источник. По его словам, о подготовке такого решения вице-премьер Виталий Савельев сообщил в письме президенту Владимиру Путину в конце июля. Дноуглубительные работы в канале длиной 188 км начались в 2023 году в рамках развития транспортного коридора «Север—Юг». Предполагалось подготовить транспортную артерию для прохода судов с осадкой в 4,2–4,5 метра. На эти работы в 2023—24 годах было потрачено 7,59 млрд руб. из бюджета и средств «Росморпорта», а в 2025-м будет израсходовано еще 3,53 млрд.
Однако, как отметил собеседник «Коммерсанта», за последние два года критическое понижение уровня Каспийского моря привело к необходимости увеличения объема извлекаемого донного грунта. Вследствие этого дноуглубительные работы резко подорожали. При этом «Росморпорт», за счет которого последние два года преимущественно финансировались работы, испытывает дефицит средств, а канальный сбор в 2024 году составил лишь 310 млн руб. В то же время, по данным «Росморпорта», доля судов с осадкой от 4,2 до 4,5 м не превышает 6% от общего числа судов, обеспечивающих грузооборот на ВКМСК. Таким образом, углубление дна для таких кораблей не оправдано, а обеспечение проходной осадки до 4,2 м не повлечет снижения грузооборота через канал, решили в правительстве.
Между тем глава «Русиранэкспо» (организатор торговых потоков между Россией и Ираном) Александр Шаров заявил, что углубление канала до 4,5 м необходимо. «Сейчас декларируют 4,2 м, но есть перекаты 3,8 м, и поэтому суда грузят до 70–80% грузоподъемности», — пояснил он. Шаров напомнил, что Иран планирует перебросить закупки российской пшеницы из Новороссийска на Каспий, а это дополнительные 2–3 млн тонн грузов в год.
«Для таких инфраструктурных проектов сложно обосновать инвестиции, так как они сами являются основой для развития транспортных потоков», — отметил источник «Коммерсанта» в портовой отрасли. По его словам, на текущий момент все виды перевозок показывают низкий спрос и, если ориентироваться на эти показатели, можно легко обосновать отсутствие инвестиционных перспектив. «Однако роль государства — в создании условий для развития», — напомнил собеседник издания.