Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Новый хозяин национализированного автодилера «Рольф» стал монополистом на рынке сертификации запчастей

Умар Кремлев, возможно, строит автомобильный холдинг
Умар Кремлев, возможно, строит автомобильный холдинг Валерий Шарифулин / ТАСС

Глава Международной ассоциации бокса Умар Кремлев, недавно ставший владельцем национализированного автодилера «Рольф», одного из крупнейших в России, взял под контроль две компании, занимающиеся испытаниями и сертификацией товаров, в том числе автомобильных запчастей.

В июле-августе структуры Кремлева получили 51% в компаниях «Сертификейшн групп» и 50% группы «Серконс». Эти две лаборатории выполняют около 90% работ по сертификации автокомпонентов и около 15% – транспортных средств, знают сотрудники трех компаний по продаже запчастей.

Консолидация компетенций и ресурсов двух крупнейших центров лабораторных исследований поможет оптимизировать процессы и сократить издержки, а значит, ускорить производство, цитирует «Коммерсантъ» представителя компании Кремлева, купившей одну из лабораторий. В другой отметили, что сделка «обеспечит внедрение современных подходов в проверке безопасности продукции».

«Сертификейшен Групп», по собственным данным, включает сеть лабораторий и испытательный центр в Павловском Посаде, провела 200 тыс. испытаний и выдала более 50 тыс. сертификатов. Лаборатория «Серконс» в Москве включает более 4 тыс. единиц испытательного и измерительного оборудования. Мощность — более 60 тыс. образцов в год, сказано в презентации компании. Основатель «Серконса», выходец из Турции Исхан Бозкурт, два года назад рассказывал, что группа растет на 30-40% в год и планирует существенно расширить бизнес, открыв сертификационные лаборатории в ОАЭ, Китае, Индии, Турции. Владелец ГК «Стандарт-Москва» Алексей Тюльпин оценил сделку с «Серконс» в 3 млрд руб.

Кремлев получил «Рольф» в 2024 г. В том же году дилер начал производить запчасти, с весны 2025 г. он продает их на маркетплейсах. В его ассортименте сейчас около 1,5 тыс. наименований, а до конца 2030 г. его планируется рисширить до 30 тыс., рассказывала гендиректор группы Светлана Виноградова. Компания сообщала, что сейчас сервис и продажа запчастей обеспечивает ей 60% дохода.

Покупка лабораторий позволит «Рольфу» существенно ускорить развитие направления по производству автозапчастей, считают сотрудники трех компаний по продаже запчастей. «По сути «экосистема» «Рольфа» становится монополистом в сфере сертификации автокомпонентов и получит возможность сертифицировать как свою продукцию, так и, что еще полезнее, продукцию многочисленных конкурентов», – объясняет один из них. Конкуренты могут попытаться поменять место сертификации своих изделий, но это не так легко сделать, рассуждает другой: приобретенные структурами Кремлева лаборатории – наиболее оснащенные для этой работы, и, очевидно, переход в другие лаборатории существенно затянет получение сертификатов. 

Сертификационные лаборатории первыми получают доступ ко всей новой продукции, ввозимой в Россию – и видят все ее характеристики, а также полную информацию о производителе, потом проверяют качество изделия. «И вот у тебя при необходимости готовая база производителей и их номенклатуры – и, если ты продаешь или производишь аналогичную продукцию, можешь делать выводы, полезные для работы, и экономить время и огромные средства», – рассказывает эксперт по сертификации автомобильной продукции. Как минимум, сокращается время на поиск контрагентов-производителей: можно связываться с ним и заказать то, что нужно, уточняет он.

Возможно, Кремлев пытается построить на основе «Рольфа» автомобильный холдинг. «Рольф» в новой стратегии писал, что планирует выпускать даже собственный автомобиль. Компания Кремлева, купившая половину «Серконса», недавно приобрела контрольный пакет тольяттинского «АТС-авто», следует из дынных «Спарк-Интерфакс». Эта фирма по соглашению с «АвтоВАЗом» производит газовые модификации его моделей Granta, Largus и Vesta. Компания создана в 2012 г., сначала она просто устанавливала газовое оборудование на Lada, но с 2015 г. стала партнером «АвтоВАЗа» и «Газпрома», инвестировала в создание сборочной линии сначала для Vesta CNG (запущена в 2017 г.), а потом и Largus CNG (2019 г.). Компания разрабатывала проекты по переводу на метан и Renault Logan и Hyundai Solaris, но из-за ухода глобальных компаний о них пришлось забыть. Потеря вложенных в эти проекты средств стали большим ударом по предприятию и заставили его искать нового владельца.

Сейчас российский авторынок находится в кризисе, продажи автомобилей за семь месяцев упали на 24% в годовом выражении. Выручка «Рольфа» по МСФО в I полугодии сократилась год к году на 37%, до 89,8 млрд руб., доходы от продажи автомобилей упали на 41%, до 67,7 млрд рублей, а от сервиса и реализации запчастей – на 17%, до 22 млрд руб. По итогам 6 месяцев компания получила 5 млрд руб. чистого убытка после 3 млрд руб. чистой прибыли в 2024 г.

Структуры Кремлева сообщали, что в 2024 г. выкупили компании «Рольфа» у Росимущества за 34,8 млрд руб. Основатель группы, Сергей Петров, в 2019 году уехал из России после того, как вместе с несколькими топ-менеджерами холдинга стал фигурантом уголовного дела. Петрова заочно арестовали и объявили в международный розыск. В конце 2023 г. Путин подписал указ о передаче акций «Рольфа» во временное управление Росимуществу, в феврале 2024 г. компания была национализирована, и через несколько месяцев продана структурам Кремлева. Петров назвал национализацию «правовым беспределом» и грозил обратиться в международные суды.

Среди других активов Кремлева – оператор государственных лотерей «Национальные лотереи» и 50% девелоперской AVA Group.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку