Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Пик эффективности западных санкций против энергетического сектора РФ уже достигнут

(Данный материал был произведен в Гданьске для службы новостей Рейтер в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине)

ЛОНДОН, 2 сен (Рейтер) - Сложная сеть западных санкций, введенных против нефтегазовой промышленности России, не смогла воспрепятствовать российским поставкам энергоносителей или продолжению «специальной военной операции» РФ в Украине - признак того, что время и чрезмерное использование притупляют силу финансового оружия США и Европы.

За минувшее десятилетие западные державы существенно расширили арсенал мер экономического давления. По данным LSEG Risk Intelligence, количество международных санкций с 2017 года продемонстрировало рост почти на 450%. Санкционные механизмы включают первичные ограничения, блокирующие большинство операций между страной-инициатором и страной-целью, а также вторичные меры, нацеленные на отсечение любых партнеров подсанкционных субъектов от доступа к финансовой инфраструктуре, в которой доминируют западные страны.

Резкий рост санкционного давления произошел после начала украинского конфликта в 2022 году. Санкции Евросоюза против России выросли с нуля в 2013 году до 2.534 в 2025 году. Вашингтон только в 2024 году внес в свой санкционный список 3.135 новых юридических и физических лиц - 70% из них российские, согласно данным Center for a New American Security.

Такая «гиперинфляция» санкций породила затратную игру в кошки-мышки.

Российские производители нефти, трейдеры и покупатели – особенно из Китая и Индии, на которые приходится 80% продаж нефти РФ, – искали способы обойти западные ограничения, выстраивая изощренные альтернативные торговые и финансовые сети с использованием сотен танкеров так называемого теневого флота.

Иран и Венесуэла, давно находящиеся под жесткими санкциями, разработали аналогичные системы.

В свою очередь, западные правительства старались расширять санкции, таргетируя все новые организации, суда и физические лица. И с увеличением масштаба санкций, возросла также стоимость и сложность обеспечения их соблюдения, особенно для транснациональных компаний, инвестировавших огромные средства в «комплаенс» из-за опасений нарушить постоянно растущий список правил.

СЛАБЫЙ ЦЕНОВОЙ ПОТОЛОК

Еще одним негативным последствием наращивания санкций является повышение риска отрицательного воздействия на экономику стран, которые их вводят.

Для того, чтобы минимизировать эту проблему, США, Великобритания и ЕС постарались структурировать санкции таким образом, чтобы выручка Кремля сократилась, но российские нефть и газ оставались на рынке, уменьшая риск ценовых потрясений.

Чтобы этого достичь, в 2022 году страны G7 ввели ценовой потолок на российскую нефть в $60 за баррель – уровень, который ЕС и другие члены G7 за исключением США недавно понизили. Согласно этой схеме, поставки российской нефти продолжаются, но компаниям запрещается предоставлять танкеры с использованием западного страхования и услуг, если нефть продается по цене, превышающей установленный лимит.

Эти и другие энергетические санкции сократили выручку Кремля, поскольку на нефть и газ приходится примерно четверть федерального бюджета России. Министерство иностранных дел Великобритании оценивает потери Москвы из прямых налоговых поступлений с продажи нефти в $154 миллиарда за три года по февраль 2025 года.

Однако влияние оказалось менее существенным, чем ожидалось. Согласно расчетам Рейтер, российская нефть марки Urals торговалась выше потолка цен в $60 на протяжении 75% торговых дней с момента вступления меры в силу в декабре 2022 года - в основном благодаря использованию теневого флота. Дисконт на Urals по отношению к Brent уменьшился в августе до минимального с начала конфликта уровня, составив менее $5 за баррель.

ЕС и ряд других членов G7, исключая Соединенные Штаты, снизят ценовой потолок до $46,50 в сентябре, хотя эффективность этой меры вызывает сомнения.

Наконец, сложно утверждать, что эти финансовые меры достигли своей цели, поскольку они были введены для оказания давления на президента РФ Владимира Путина с целью заставить его прекратить продолжающуюся уже три с половиной года «специальную военную операцию» РФ в Украине.

РАСТУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

Недавние события свидетельствуют об усугублении проблем в системе западных санкций.

Находящийся под санкциями танкер Arctic Mulan 28 августа пришвартовался на юге Китая с грузом сжиженного природного газа с российского завода Арктик СПГ-2, что стало первой поставкой в Китай с находящегося под жесткими санкциями сибирского предприятия.

Время поставки примечательно - всего за несколько дней до визита Путина в Китай. Это может говорить о том, что Пекин приоритезирует экономические связи с Москвой над отношениями с Вашингтоном.

Позже произошло событие, нанесшее, возможно, наиболее ощутимый ущерб западной стратегии сдерживания.

Президент США Дональд Трамп представил в конце августа новый механизм давления: вторичные пошлины в размере 25% на импорт из Индии за приобретение страной российской нефти. Этот шаг вдвое увеличил американские торговые тарифы для пятой крупнейшей экономики мира.

Эта мера не только не сработала - по крайней мере на текущий момент - но, похоже, дала обратный эффект. Индия продолжает закупать российскую нефть в крупных объемах, в то время как эта мера, возможно, поспособствовала потеплению ранее напряженных отношений между Нью-Дели и Пекином.

НЕЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

На протяжении десятилетий финансовые санкции оставались излюбленным инструментом западных держав, стремящихся наказать недружественные правительства без применения военной силы. Однако история показала, что санкции в энергетической отрасли наиболее эффективны при краткосрочном применении широкой коалицией государств. Если санкции действуют слишком долго, отрасль просто находит обходные пути, и действенность этих мер ослабевает.

Таким образом, Соединенные Штаты и Европа могут продолжать ужесточать санкции против Москвы, но эффект от этих мер, возможно, уже прошел свой пик.

Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:

(Рон Буссо)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку