Массовые налеты на российские НПЗ Украина начала проводить еще в прошлом году. Но в нынешнем ей удалось вывести эту операцию на качественно новый уровень, повредив примерно вдвое больше мощностей, спровоцировав нехватку бензина в целом ряде регионов и сильный рост его стоимости.
Повысить эффективность ударов удалось за счет как увеличения количества применяемых ударных дронов, так новых технологических разработок, пишет The Economist. Так, впервые представленный в мае дальний беспилотник FP-1, на который сейчас приходится около 60% ударов по отдаленным объектам на российской территории, производится уже со скоростью 100 единиц в сутки, указывает Елена Крыжановская, эксперт по украинским системам вооружений. Он снабжается боеголовкой от 60 до 120 кг; при меньшем весе дальность полета достигает 1600 км. При этом FP-1 оснащен сложным программным обеспечением, которое позволяет точно наводить его на цель в условиях интенсивной радиоэлектронной борьбы. Для атак также применяются более тяжелые и дорогостоящие беспилотники «Лютый».
Украина смогла сильно нарастить производство дронов. Если в 2024 году их было выпущено около 1 млн, то цель на этот год – 2,5 млн, сообщал в июне Bloomberg со ссылкой на Центр стратегических коммуникаций страны. Согласно данной примерно тогда же оценке Атлантического совета и Georgetown Security Studies Review, такая цель на нынешний год уже фактически была достигнута: производство достигло 200 000 аппаратов в месяц (в пересчете на год – 2,4 млн). Владимир Зеленский еще в феврале говорил, что Украина способна производить 4 млн дронов в год. В июле директор Агентства оборонных закупок Украины Арсен Жумадилов заявил, что потенциал выпуска FPV-дронов (с видом от первого лица) составляет и вовсе 8-10 млн в год, но правительство из-за нехватки средств планирует купить у производителей лишь 4-4,5 млн в 2025 году.
Кроме того, Украина получает беспилотники от союзников. Великобритания, например, собирается увеличить поставки в десять раз, передав 100 тысяч дронов до апреля 2026 года.
С начала августа Украина нанесла уже десятки ударов по российским НПЗ и распределительным объектам. Среди них, например, заводы в Краснодаре и Сызрани (они снабжают топливом российскую армию, рассказал The Economist командующий Силами беспилотных систем Украины Роберт Бровди), а также комплекс «Новатэка» в порту Усть-Луга, перерабатывающий газоконденсат в керосин, мазут и нафту. Его восстановление после налетов может занять до полугода, сообщал Reuters со ссылкой на четыре источника в отрасли. На таких производствах традиционно установлено западное оборудование, которое сейчас сложно заменять из-за санкций.
Последние атаки на НПЗ и нефтяную инфраструктуру отличаются по масштабу от предыдущих операций, говорит Сергей Вакуленко, специалист по энергетике из Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии. По его словам, теперь Украина может запускать гораздо больше беспилотников, которые лучше ориентируются и могут атаковать «крупными стаями», с которыми не справляются российские средства ПВО.
Эти удары по НПЗ в 800-километровой зоне от Рязани до Волгограда совпали с пиком спроса на топливо в сезон отпусков и сбора урожая, поэтому они могут серьезно повлиять на внутренний рынок, считает Вакуленко: «десятки миллионов россиян живут к западу от этой дуги», на которой расположены пострадавшие предприятия. Продажу бензина уже пришлось ограничить в оккупированных Крыму и Запорожье, а также Приморье, Забайкалье, Курильском районе Сахалинской области.
Пока российская экономика и армия справляются с сокращением поставок топлива, оценивает Вакуленко. Но Лоуренс Фридман, почетный профессор военных исследований в King's College London, предупреждает о нарастании проблем, если украинские удары будет продолжаться теми же темпами. Фридман сказал The Economist:
Сами по себе они не будут иметь решающего значения, но в сочетании с ослабевающей экономикой [России] и сдерживанием российского наступления украинскими силами это усилит давление на Путина.
К более эффективным дронам вскоре может добавиться новая крылатая ракета «Фламинго», разработанная компанией Fire Point, – той же, что наладила выпуск беспилотников FP-1. В августе Fire Point производила по одной ракете в сутки, но рассчитывает к октябрю наладить выпуск минимум семи. «Фламинго» способная нести боеголовку весом 1150 кг и лететь на 3000 км.