Машина государственной пропаганды, запущенная в России на небывалую с советских времен мощность, снова подорожает для российских налогоплательщиков.
В проект бюджета-2026 правительство заложило увеличение финансирования государственных телеканалов, СМИ и пропагандистских проектов в интернете до нового исторического рекорда — 146,3 млрд рублей, следует из пояснительной записки к закону о бюджете, опубликованной в базе Госдумы.
По сравнению с текущим годом расходы по статье «средства массовой информации» увеличатся на 9,1 млрд рублей, или 7%, а если сравнивать с довоенным 2021 годом — на 28%, или 32,4 млрд рублей. В результате их общий объем превысит годовые бюджеты средних российских регионов (например, 122 млрд рублей во Владимирской области, 116 млрд рублей в Кировской области, 95 млрд рублей в Брянской области).
В среднем госпропаганда будет обходиться бюджету в 12,1 млрд рублей в месяц, или 2,81 млрд рублей в неделю, а главными получателями средств останутся государственные ТВ-каналы.
32,08 млрд рублей в 2026 году бюджет выделит АНО «ТВ-Новости» — управляющей структуре Russia Today Маргариты Симоньян. С 22,63 млрд рублей до 24,69 млрд увеличится финансирование ВГТРК, управляющей каналами «Россия-1» и «Россия-24».
Адресная субсидия для «Первого канала» на производство контента останется неизменной — 6 млрд рублей в год, Кроме того, «Первый», ВГТКР, НТВ, «ТВ Центр», а также еще несколько каналов получат 20,68 млрд рублей на трансляцию своих программ.
ФГУП «Россия Сегодня», управляющее пропагандистским госагентством «РИА Новости», получит 11,18 млрд рублей, следует из материалов бюджета. С 4,83 до 5,01 млрд рублей увеличится финансирование госагентства ТАСС. С 1,57 до 1,86 млрд рублей вырастет адресная субсидия на вещание «Общественному телевидению России», которое также получит из бюджета дополнитеьлно 2,419 млрд рублей.
Наконец 157,3 млн рублей и 438,8 млн рублей соответственно получат из бюджета пропагандистское агентство «Регнум» и издательский дом «Комсомольская правда». Отдельное финансирование — на 731,8 млн рублей в год — предусмотрено на продвижение провластного контента в интернете.
С начала войны бюджет потратил на госпропаганду почти 500 млрд рублей. Но несмотря на щедрое финансирование, заинтересовать аудиторию провластным медиа становится все сложнее. Число зрителей «Первого канала» с начала 2022 года сократилось на четверть, НТВ потерял 13% зрителей, а флагманское ток-шоу Владимира Соловьева на канале «Россия-1» вылетело из топ-50 программ на ТВ.
Аудитория «РИА Новости» уменьшилась на 12%, агентства ТАСС — на 3%, а рекордсменом по потере трафика в интернете стала «Комсомольская правда», которую Владимир Путин называл своей любимой газетой: она потеряла треть аудитории, которая сократилась с 6,5 до 4,3 млн пользователей в сутки.