Мессенджер MAX начал блокировать россиян, которые установили сторонний клиент с отключенным сбором персональных данных. Как сообщила «Вёрстке» команда разработчиков приложения Komet, позволяющего анонимизировать работу и отключать трекеры, массовые блокировки стартовали через день после его релиза. По словам одного из создателей, «около 700 человек точно заблокировали», а служба поддержки никак не реагирует на жалобы.
В официальной группе Komet в Telegram пользователям рекомендовали обращаться в службу поддержки мессенджера, а тем, кого еще не заблокировали — «отполировать настройки анонимизации». Один из создателей клиента предположил, что блокировки связаны с неправильными настройками подмены сессии, и предупредил, что пока установка Komet «небезопасна».
Ранее «Вёрстка» писала, что десятки тысяч россиян скачали разные версии модификаций MAX, чтобы обезопасить себя от навязываемого властями мессенджера. Популярность набрали reMax, WhiteMax и «Зеленый Макс» — все они отключают навязчивые разрешения, телеметрию и трекеры активности. Разработчики утверждают, что общее число загрузок таких клиентов достигает 30–60 тысяч, а ядро аудитории составляют молодые пользователи 15–25 лет.
С середины лета власти активно внедряют MAX в повседневную жизнь россиян: его устанавливают школьникам и их родителям, бюджетникам, чиновникам и даже родственникам военных. Многие опасаются доступа властей к личным данным и предпочитают заводить второй телефон специально под «национальный мессенджер», выяснили «Вёрстка» и «Можем объяснить».
По информации RKS Global, приложение запрашивает практически полный доступ к устройству: к камере, микрофону, контактам, файлам, геолокации, уведомлениям и даже к черновикам сообщений. Эксперты «Теплицы социальных технологий» подтвердили, что MAX фиксирует каждое действие пользователя, включая неотправленные материалы. В политике конфиденциальности сервиса отдельно прописана передача данных в ФСБ, МВД, ФНС и Банк России, обращал внимание директор «Общества защиты интернета» Михаил Климарев.
Тем временем, согласно данным ExtremeScan, лишь 34% россиян готовы установить мессенджер, 47% заявили, что будут избегать его использования, еще 11% не определились.